№ 2-400/2020
УИД (26RS0010-01-2020-000776-50)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2020 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кононова И.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Из искового заявления следует, что истец более № лет осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что согласно предоставленным документам, она не имеет требуемого стажа работы. Согласно Решения, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка №781 и Правил №781, составляет 17 лет 8 месяцев 9 дней. С учетом законодательства, действующего в период выполнения работ, стаж составляет 20 лет 4 месяца 24 дня. В стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком № не были включены периоды работы в ДД.ММ.ГГГГ участковой больнице в должности школьной медицинской сестры.
С данным отказом она не согласна, по следующим основаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, она проходила обучение в <данные изъяты> медицинском училище по специальности сестринское дело, по окончанию обучения, присвоена квалификация медицинская сестра.
ДД.ММ.ГГГГ, поступила на работу в Кировское Территориальное медицинское объединение – <данные изъяты> участковую больницу: с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности школьной медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры участковой и по настоящее время. Указывает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности школьной медицинской сестры не принимаются ответчиком в стаж лечебной деятельности, так как Списком №781 такая должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей». Период работы в должности школьной медсестры ответчик зачел по законодательству, действующему в период выполнения работ в части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Перечнем №1397 (ДД.ММ.ГГГГ.), так как на тот период работа в качестве медицинских сестер – всех, независимо от наименования должности, засчитывалась в льготный стаж. Факт работы ее в учреждении здравоохранения в сельской местности (<адрес> участковой больнице) подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается ответчиком.
В связи с чем, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; обязать ответчика, зачесть стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждении здравоохранения в сельской местности, а именно периоды работы в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы из расчета один год работы как год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы в календарном начислении; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности.
В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержала заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ по <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав копию выплатного дела, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения (25 лет).
Так в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости включены на соответствующих видах работ периоды работы истца ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> участковой больнице в должности медицинской сестры, медицинской сестры участковой.
Не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца ФИО1 в <адрес> участковой больнице в должности школьной медицинской сестры: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (декрет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полт ДД.ММ.ГГГГ так как указанная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время когда ФИО1 находилась в отпуске по уходу за детьми, поскольку это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ годаДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время, когда она находилась в отпуске без сохранения заработной платы, поскольку это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку это не предусмотрено Правилами №516 и Правилами № 781; периоды нерабочих праздничных дней (Радоница) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ так как это не предусмотрено Правилами №516 и Правилами № 781; период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это не предусмотрено Правилами №516 и Правилами № 781.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" трудовая пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и значения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей на настоящий момент редакции закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном в Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения".
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
До принятия вышеуказанного Постановления действовали: Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (применялось с 01.11.1999) и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (применялось до 31.10.1999).
Согласно пункту 1 Списка N 464 в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно информационному письму Минтруда РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 года N 73.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, с учетом п. 3 Примечания к ней, должность медицинский брат (медбрат) отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка ФИО1 за номером № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия выдает уточняющую справку со ссылкой на документы за соответствующий период работы конкретного работника.
Согласно справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ СК «<данные изъяты>» в судебном заседании установлено, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был принята на должность школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы, с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <адрес> участковой больницы, с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры участковой <адрес> участковой больницы, где работает по настоящее время.
Факт работы ФИО1 в указанном медицинском учреждении в должности медицинской сестры подтвержден записью в ее трудовой книжке.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности требований ФИО1 о включении в специальный стаж периодов ее работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждении здравоохранения в сельской местности в периоды работы в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы из расчета один год работы как год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы в календарном начислении; признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по следующим основаниям.
Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января1992 года по 31 октября 1999 года включительно (Список №464).
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа, в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая иными организациями, в том числе, исследовательскими институтами, хлебоприемными пунктами, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных организаций.
Отказывая ФИО1 в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, Пенсионный фонд указал на то, что наименование "школьная медицинская сестра " не предусмотрены Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Однако, из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд приходит к выводу, что, что работа школьной медицинской сестры подлежит включению в специальный стаж на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Данным Постановлением, утратившим силу с 01.10.1993, были утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, период работы в должности школьной медицинской сестры в школах всех наименований.
Из этого следует, что период работы ФИО1 в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полт ДД.ММ.ГГГГ – подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности.
При разрешении вопроса о зачете трудового стажа суд учитывает следующее.
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года указанному Постановлению работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Введенные в действие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066) не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 Список.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Пунктом 1 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением правительства N 1066, было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях предусмотренных Списком, а также в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности учреждений(организаций).
Аналогичные положения содержатся и в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г.
Медицинская работа осуществляется штатным медицинским персоналом, который совместно с администрацией несет ответственность за правильность определения детей в учреждение, диспансеризацию обучающихся, охрану их здоровья и укрепление психофизического состояния, проведение профилактических мероприятий, осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима, организации питания, в том числе диетического (п. 3.1). В своей работе медицинский персонал руководствуется нормативно-методическими документами органов здравоохранения и образования (п. 3.2).
В основные обязанности медицинских работников Учреждения входит: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий и т.д. (п. 3.12).
В должностные обязанности школьной медицинской сестры входит: проводить ежедневны прием учащихся, проводить с бригадой врачей углубленный мед.осмотр, составлять ежемесячный план прививок, проводить профилактику, проводить ежедневный контроль санитарного состояния школы, проводить санитарно-просветительную работу, вести учетно-отчетную медицинскую документацию, обеспечивать обследование и лечение и т.д.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранении, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей, и других), не поименованных в Списке.
Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно записи в трудовой книжке истицы, она принята на работу на должность школьной медицинской сестры Марьинской участковой больницы основании приказа главного врача Кировской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ N 351-к и других записей до перевода на должность медицинской сестры на должность медицинской сестры участковой <адрес> участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ и работает по настоящее время.
Таким образом, из материалов дела следует, что осуществление медицинской деятельности и медицинского обслуживания предусматривалось штатными медицинскими работниками. При этом выполнение этих функций возложено на медицинский блок, который оснащен необходимым медицинским оборудованием, достаточным для осуществления медицинской помощи и проведения лечебно-профилактических мероприятий, укомплектован медицинскими штатами и является структурным подразделением, работа в котором дает право на досрочную трудовую пенсию.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Суд посчитал, что отказ ГУ УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) ФИО1 во включении в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности периодов ее работы в должности школьной медицинской сестры Марьинской участковой больницы нельзя признать законным и обоснованным.
Предъявление таких требований ГУ УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) к стажу работы ФИО1 для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения означает введение ограничительного условия, нарушающего его конституционное право как гражданина на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание все вышеизложенные фактические обстоятельства, на момент обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имелся стаж на соответствующих видах работ не менее 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и является основанием для признания за ФИО1 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 19 п. 2, 3 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Соответственно, досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью должна быть назначена ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня её обращения за назначением такой пенсии с заявлением в ГУ УПФ РФ по <адрес> (межрайонное).
В связи с удовлетворением исковых требований ФИО1, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает возместить ей ответчиком ГУ УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) понесенные ей по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью - удовлетворить.
Признать Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1 – незаконным.
Обязать Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) зачесть в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждении здравоохранения в сельской местности периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы из расчета один год работы как год и три месяца;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полт ДД.ММ.ГГГГ – в должности школьной медицинской сестры <адрес> участковой больницы в календарном исчислении.
Признать за ФИО1, право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, с обязанием Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 в счет возмещения понесенных ей затрат по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья И.О. Кононов