54RS0№-52
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
06 июля 2020 год <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> к ФИО2 о взыскании расходов на содержание в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании в свою пользу денежных средств, затраченных на его содержание в ФКУ ИК№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 54 171 рубль 52 копейки.
В обоснование иска указано, что ФИО2 отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК №. Постановлением начальника ФКУ ИК № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-ос ФИО2 привлечен к труду на основании ст.103 УИК РФ на должность сборщика участка «Швейный» центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК №. Однако осужденный от работы уклонился и до настоящего времени к трудовой деятельности не приступил. Осужденные, уклоняющиеся от трудоустройства, обязаны возмещать расходы на свое содержание. ФИО2 за счет средств федерального бюджета обеспечен коммунально-бытовыми услугами, трехразовым горячим питанием и вещевым довольствием. За время пребывания осужденного в колонии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ним накопилась задолженность за питание 43572 рубля 01 коп., за вещевое довольствие в сумме 5824 рубля 66 коп., за коммунально-бытовые услуги в сумме 3852 рубля 08 коп., за средства индивидуальной гигиены в сумме 922 рубля 56 коп., а всего задолженность составляет 54 171 рубль 52 копейки.
Представитель истца ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО4 не явилась. Истец извещен о судебном заседании надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, иск поддержал в полном объеме.
Ответчик ФИО2 участия в судебном заседании не принимал, явку в судебное заседание с использованием системы видеоконференцсвязи обеспечить не просил. Согласно представленному отзыву ответчик возражал против исковых требований, просил отказать.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен.
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: в том числе, работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
В соответствии с ч.2,3 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В силу ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания (ч.ч. 5,6 ст. 99 УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
По смыслу названного Кодекса осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно-полезный труд, как средство исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) и обязанность (статья 11, 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительных учреждений носят специфический характер.
Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Статьей 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:
в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;
на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
Судом установлено, что ФИО2 осужден приговором Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.314.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 месяцев. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ окончательное наказание ФИО2 назначено по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний по настоящему приговору и по приговору Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы сроком на три года два месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>.
Из материалов дела следует, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-ос ФИО2 привлечен к труду на основании ст.103 УИК РФ на должность сборщика участка «Швейный» центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК №. Однако осужденный от работы уклонился и до настоящего времени к трудовой деятельности не приступил без уважительных причин, что подтверждается рапортом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом об отказе от работы от ДД.ММ.ГГГГ, актом об отказе от дачи письменных объяснений осужденным ФИО2., постановлением о признании осужденного ФИО2 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, Выпиской из протокола административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Медицинской части № ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России осужденный ФИО2 не имеет медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных регионах РФИО5 по состоянию здоровья содержаться может.
Размер расходов произведенных на содержание ФИО2 составляет за питание 43572 рубля 01 коп., за вещевое довольствие в сумме 5824 рубля 66 коп., за коммунально-бытовые услуги в сумме 3852 рубля 08 коп., за средства индивидуальной гигиены в сумме 922 рубля 56 коп., что подтверждено: справкой расчетом по лицевому счету № С-258 по обеспечению осужденного ФИО2 предметами вещевого довольствия, хозяйственного обихода и постельными принадлежностями, а также справкой о затратах на содержание осужденного ФИО2 в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Кодекса, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.
Во исполнение названной нормы процессуального права истцом представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а именно трудоустройство ответчика и его уклонение от работы, размер материального ущерба.
Доказательств обратного, а также доказательств наличия на лицевом счете денежных средств ФИО2 не представлено.
Использование труда осужденных к лишению свободы не рассматривается как принудительный труд и не противоречит Конвенции № Международной организации труда Относительно принудительного или обязательного труда, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно статье 2 которой термин «принудительный или обязательный труд» в смысле настоящей Конвенции не включает в себя всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого ДД.ММ.ГГГГ Резолюцией 2200 (XXI) на 1469 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда.
Таким образом, осужденные к лишению свободы ограничены в праве выбора места и вида работ. Эти вопросы решаются исключительно администрацией исправительного учреждения.
Отказ от работы без уважительных причин согласно требованиям части 1 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отнесен к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания.
В силу изложенного сам по себе факт уклонения от работы влечет возложение на осужденного обязанности по возмещению расходов на содержание в исправительном учреждении.
Принимая во внимание, что ФИО2 нарушил требования ст. 103 УИК РФ, выразившееся в отказе трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, каких-либо доказательств того, что осужденный ФИО2 не мог приступить к работе в связи с имеющимися у него какими-либо заболеваниями ответчиком суду не представлено, требования о взыскании с него расходов на содержание осужденного в исправительном учреждении подлежат удовлетворению в полном объеме.
Осужденный ФИО2 не относится к категории осужденных, которым содержание в исправительном учреждении предоставляется бесплатно. Основания для освобождения ФИО2 от работы отсутствуют.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме --- рубля 34 копейки, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> расходы на содержание в исправительном учреждении в размере 54 171 рубль 52 копейки.
Взыскать с ФИО2 в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере --- рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Бурова Е.В.