Решение по делу № 33а-4782/2020 от 12.05.2020

Судья Богославская С.А.

Дело № 33а-4782/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.06.2020 г.

город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р.,

Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО3 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 23.01.2020 г. по делу №2а-149/2020 по административному исковому заявлению ФИО3 к председателю Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на представление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым ФИО1, Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, ФИО2, заинтересованное лицо: Совет министров Республики Крым, ООО «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,

УСТАНОВИЛА:

Джеппаров Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия председателя Комиссии Абдураманова Л.А. по не проведению инвентаризации самовольно занятого Джеппаровым Р.Р. земельного участка №145 на «Поляне протеста» в районе ул. Стрелковой в г. Симферополе, а также инвентаризации расположенных на нем строений с внесением данных по форме, приведенной в Приложении №2 к Распоряжению №31-рг; возложении обязанности на председателя Комиссии Абдураманова Л.А. провести инвентаризацию самовольно занятого Джеппаровым Р.Р. земельного участка на «Поляне протеста» в районе <адрес> в <адрес>, а также инвентаризацию расположенных на нем строений с внесением данных по форме, приведенной в Приложении №2 к Распоряжению №31-рг.

Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что до 21.03.2014 г. Джеппаровым Р.Р. была занят указанный выше земельный участок, на котором последний возвел жилой дом. Распоряжением Главы Республики Крым от 18.06.2014 г. №31-рг была создана комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, к полномочиям которой, в том числе отнесена организация проведения инвентаризации самовольно занятых земельных участков и строений на них в срок до 19.04.2019 г. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.06.2016 г. №635-р был утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, в который был внесен и Джеппаров Р.Р. с указанием земельного участка в <адрес>, несмотря на тот факт, что данный земельный участок последний никогда не занимал. На просьбу провести инвентаризацию спорного земельного участка на «Поляне протеста» в районе <адрес> в <адрес>, фактического занятого Джеппаровым Р.Р., последний получил отказ со ссылкой на нецелесообразность ее проведения, в связи с утверждением списка граждан, определившихся с выбором земельного участка, в который Джеппаров Р.Р. включен по <адрес> в <адрес>.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 23.01.2020 г. по делу №2а-149/2020 в удовлетворении административных требований Джеппарова Р.Р. к председателю Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на представление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым Кангиеву А.О., Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, Абдураманову Л.А., заинтересованное лицо: Совет министров Республики Крым, ООО «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказано.

Не согласившись с указанным решением, Джеппаров Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 23.01.2020 г. по делу №2а-149/2020 и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В апелляционной жалобе Джеппаров Р.Р. также указал на отсутствие какого-либо обоснования, по каким причинам он был включен в Реестр лиц, для оформления прав на земельный участок в <адрес>, поскольку Джеппаров Р.Р. никогда не занимал данный участок. При этом Джеппаров Р.Р. не обжаловал данное решение, поскольку выдача ему на безвозмездной основе земельного участка не нарушает его прав.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 22.06.2020 г. Джеппаров Р.Р. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Совета министров Республики Крым Мироненко Н.А. в судебном заседании 22.06.2020 г. просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Джеппаров Р.Р. включен в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» под номером 297 без привязки к конкретному земельного участку.

Согласно Приложению 1 к распоряжению Совета министров Республики Крым №1633-р/ДСП от 25.12.2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство в <адрес>, Джеппаров Р.Р. был включен с соответствующий список под номером 402 с предварительным согласованием ему земельного участка .

При этом 28.03.2019 г. Джеппаров Р.Р. обратился в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым с просьбой при проведении инвентаризации учесть спорный земельный участок на «Поляне протеста» Стрелковая, а также капитальное строение (жилой дом) Джеппарова Р.Р., в котором он проживает, и хозяйственные постройки (район <адрес>).

Письмом от 25.04.2019 г. Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым сообщил Джеппарову Р.Р., что формирование и ведение Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» завершено в срок до 01.07.2016 г., а также указано, что распоряжением Совета министров Республики Крым №1633-р/ДСП от 25.12.2018 г. утвержден список граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия в <адрес>, согласно которому Джеппарову Р.Р. согласован земельный участок под номером 716. С учетом изложенного Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым указал на нецелесообразность проведения инвентаризации поляны протеста «Стрелковая» в <адрес>.

В рассматриваемом административном исковом заявлении Джеппаров Р.Р. указывает на незаконность бездействия председателя Комиссии Абдураманова Л.А. по не проведению инвентаризации самовольно занятого Джеппаровым Р.Р. земельного участка на «Поляне протеста» в районе <адрес> в <адрес>, а также инвентаризации расположенных на нем строений с внесением данных по форме, приведенной в Приложении №2 к Распоряжению №31-рг.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при реализации положений действующего законодательства о предоставлении определенной категории граждан земельного участка на территории Республики Крым в отношении Джеппарова Р.Р. административными ответчиками бездействия допущено не было.

Кроме того, суд первой инстанции, сославшись на вступившее в законную силу решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23.05.2019 г., указал, что факт незаконности занятия Джеппаровым Р.Р. земельного участка и возложение обязанности на Джеппарова Р.Р. снести самовольную постройку, исключают возможность осуществления судебной защиты прав последнего, направленных на реализацию приобретения прав на данный земельный участок.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, решение – законным, на основании следующего.

Так, Распоряжением Главы Республики Крым от 18.06.2014 г. №31-рг на территории Республики Крым создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства, Председателем которой назначен Абураманов Л.А.

В соответствии с п. 4 указанного Распоряжения, на комиссию возложена обязанность организовать проведение инвентаризации самовольно занятых (спорных) земельных участков и строений на них в срок до 19.04.2019 г. с внесением данных по форме, приведенной в приложении 2 к распоряжению.

В пункте 6 Положения о Комиссии определены полномочия непосредственно председателя Комиссии, к которым отнесены: определение основных направлений деятельность Комиссии; созыв и ведение заседаний Комиссии; выдача поручений членам Комиссии, исполнительным органам государственной власти Республики Крым, связанных с выполнением возложенных на Комиссию задач; утверждение персонального состава Комиссии; контроль за исполнением поручений, данных по вопросам, связанным с выполнением задач Комиссии.

При этом постановлением Совета министров Республики Крым от 25.04.2016 г. №169 был утвержден Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», которым на Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым возложены функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым по формированию и ведению в срок до 01.07.2016 г. вышеуказанного Реестра.

Согласно письменным возражениям Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым граждан, определившиеся с выбором земельного участка на «Поляне протеста» в <адрес>, выполнившие требования вышеуказанного Порядка, были внесены в соответствующий Реестр.

Джеппаров Р.Р. также был включен в данный Реестр под номером 297, однако без привязки к конкретному земельному участку.

После истечения срока формирования Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 г. №365 был утвержден Порядок определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым, в соответствии с п. 1.2 которого действие данного Порядка распространяется на правоотношения, возникающие при обращении органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Совет министров Республики Крым в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, в порядке п. 2-1 ч. 3 ст. 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 г. №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Согласно п. 2.3 указанного Порядка в случае отсутствия у муниципального образования в Республике Крым земельных участков для предоставления гражданам, уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым, в течение трех месяцев с момента предоставления заключения подает в Совет министров Республики Крым Обращение об определении и предоставлении гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

В силу п. 2.4 Порядка к Обращению в обязательном порядке прилагается согласованный уполномоченным органом местного самоуправления список граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, с указанием фамилий, имен, отчеств, паспортных данных, их порядкового номера в очереди органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и, при наличии, сведений о привязке гражданина к земельному участку в соответствии с п.4.3 разд. 4 Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Из положений п. 3.4 Порядка также следует, что при подборе Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и местными органами власти муниципальных образований Республики Крым земельного участка (участков) также учитывается наличие в поданных уполномоченным органом местного самоуправления списках сведений о привязке граждан к земельному участку в соответствии с п. 4.3 Порядка ведения Реестра.

Вместе с тем, как было установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, каких-либо сведений о привязке Джеппарова Р.Р., указанного в Реестре под номером 297, к конкретному земельному участку не имеется.

С учетом изложенного, учитывая отсутствие привязки Джеппарова Р.Р. к конкретному земельному участку, согласно приложению №1 к распоряжению Совета министров Республики Крым №1633-р/ДСП от 25.12.2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство в <адрес>, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района №881/16 от 26.08.2016 г. для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство, Джеппаров Р.Р. был правомерно включен в список граждан под порядковым номером 402 с предварительным согласованием ему земельного участка .

Как отметил суд первой инстанции, и не отрицается Джеппаровым Р.Р., последний указанное решение в части его включения в список граждан под порядковым номером 402 с предварительным согласованием ему земельного участка в <адрес> не оспаривал, что свидетельствует об обеспечении прав и законных интересов Джеппарова Р.Р. на получение земельного участка из муниципальной или государственной собственности.

При этом судом первой инстанции также правомерно было указано, что исходя из полномочий председателя Комиссии, обязанность по проведению инвентаризации земельных участков и внесении о них сведений в соответствии с Приложением №2 к распоряжению Главы Республики Крым №31-рг от 18.06.2014 г., в порядке п. 4, внесенного распоряжением Главы Республики Крым от 05.03.2019 г. №99-рг, на председателя Комиссии возложена не была.

Более того, судом первой инстанции также установлено, что вступившим в законную силу решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 23.05.2019 г. был установлен факт незаконного занятия земельного участка и размещения на нем самовольных построек, в связи с чем на Джеппарова Р.Р. была возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 813 кв.м, расположенный в <адрес>, участок по ГП-145, который входит в земельный участок площадью 15934 кв.м, находящийся в субаренде ООО «Консоль-Строй ЛТД», путем сноса за собственный счет возведенного им объекта капитального строительства, площадью 209,3 кв.м, а также иных хозяйственных построек, и вывезти строительные материалы.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 г. №30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно указал на невозможность осуществления судебной защиты прав Джеппарова Р.Р., направленных на реализацию приобретения прав на указанный выше земельный участок. Обратное привело бы к конфликту судебных решений и поставило под сомнение возможность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Кроме того, как указано в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Республики Крым от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела какого-либо использования административными ответчиками своих полномочий вопреки законной цели и правам, законным интересам Джеппарова Р.Р. установлено не было.

Вопреки доводу апелляционной жалобы, Джеппаров Р.Р. не был включен в Реестр лиц, для оформления прав на земельный участок в с. Мирное Симферопольского района, ему только было предварительно согласовано предоставление имеющегося свободного земельного участка в <адрес> в связи с отсутствием привязки последнего к конкретному земельному участку, что не противоречит положениям Порядка определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 23.01.2020 г. по делу №2а-149/2020 является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 23.01.2020 г. по делу №2а-149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий подпись З.И. Курапова

Судьи подпись Н.Р. Мостовенко

подпись Е.Г. Павловский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33а-4782/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Джеппаров Разин Разинович
Ответчики
Абдураманов Ленур Азизович
председатель Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление зем. уч-ков для жил. строительства на тер. РК Кангиев А.О
Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК
Другие
Совет Министров РК
ООО Строительная компания Консоль-Строй ЛТД
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Курапова Зоя Ильинична
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
01.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2020Передано в экспедицию
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее