Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1840/2016 ~ М-1702/2016 от 28.09.2016

Дело № 2 А- 1840/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2016 г. г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Мишеневой М.А.,

при секретаре Иванниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Федерального Государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» к судебному приставу -исполнителю отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления ФССП России по Республике Карелия Фокиной Д. А., Управлению ФССП России по Республике Карелия, судебному приставу -исполнителю отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления ФССП России по Республике Карелия Карпиной Ю. В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» (далее Учреждение) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, что является должником по исполнительному производству. Учреждением ХХ.ХХ.ХХ было получено постановление судебного пристава -исполнителя ОСП по Кондопожскому району УФССП России по РК от ХХ.ХХ.ХХ о взыскании исполнительского сбора всвязи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Учреждение без уважительных причин не представило судебному приставу сведения, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа. Ссылаясь на отсутствие вины в неисполнении судебного акта, поскольку исполнить требования в указанный в постановлении срок не представляется возможным по уважительным причинам, независящим от учреждения, просят признать незаконным постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Представитель административного истца Живетьев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленное требование. Пояснил, что Учреждение сообщало судебному- приставу исполнителю, что в обозначенный срок исполнить требования исполнительного документа не представляется возможным по уважительным причинам, поскольку ФГБУ «ГПЗ» Кивач» является бюджетным учреждением и финансируется учредителем –Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Выполнить работы по капитальному ремонту квартиры в установленный пятидневный срок невозможно, поскольку необходимо соблюдение процедуры проведения конкурса на выполнение работ и выделение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта. В настоящее время было проведено два аукциона, по результатам которых подрядчик не определен. Аукционы признаны несостоявшимися. Постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным, Учреждение необходимо освободить от исполнительского сбора.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Кондопожскому району УФССП РФ по РК К. Ю.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в настоящее время исполнительное производство в отношении Учреждения находится у нее на исполнении. Решение суда до настоящего времени не исполнено, о принятии мер для его исполнения судебному приставу-исполнителю не сообщается. Постановление судебного пристава- исполнителя Ф. Д.А. о взыскании исполнительского сбора является законным.

Представитель административного ответчика- Управления ФССП РФ по РК в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представили отзыв, в котором возражали против иска, поскольку должником не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер для своевременного исполнения решения суда.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Кондопожскому району УФССП РФ по РК Ф. Д.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Гусев В.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства № ...-ИП, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

В судебном заседании установлено, что на основании решения Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ, взыскателю Гусеву В.В. выдан исполнительный лист о возложении на Учреждение обязанности произвести капитальный ремонт ........ в ........ РК в соответствии со строительно-техническим заключением ООО «<...> от ХХ.ХХ.ХХ, который включает в себя определенный вид работ. На основании исполнительного документа, предъявленного к принудительному исполнению, ОСП по Кондопожскому району УФССП РФ по РК ХХ.ХХ.ХХ возбуждено исполнительное производство № ...-ИП. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ХХ.ХХ.ХХ должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней. В рамках исполнительного производства ХХ.ХХ.ХХ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по причине неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин. Постановление получено административным истцом ХХ.ХХ.ХХ и обжаловано им в суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ в установленные законом сроки.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с административного истца исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа, за отсрочкой, рассрочкой исполнения решения суда должник не обращался. Постановлением о взыскании исполнительского сбора должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Однако, до настоящего времени Учреждение требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнило, при этом, административным истцом не представлено доказательств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, вследствие которых стало невозможным исполнение решения суда, основания для удовлетворения требований о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным отсутствуют.

Вместе с тем, согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона 3 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Суд учитывает, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Учитывая длительность неисполнения решения суда о восстановлении жилищных прав взыскателя, суд не может придти к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта.

Доводы представителя административного истца об освобождении учреждения от взыскания исполнительского сбора суд полагает необоснованными, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец, не относятся к числу обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, принимая во внимание предпринятые должником меры к исполнению решения суда о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта, степень его вины, имущественное положение Учреждения, которое является бюджетным учреждением, с учетом вышеизложенного и ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора в соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона до суммы 37500 руб.00 коп.

В остальной части исковых требований надлежит отказать.

На основании ст. 89 КАС РФ суд считает необходимым сохранить меры предварительной защиты по административному иску о приостановлении действия постановления судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ о взыскании исполнительского сбора до вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по исполнительному производству № ...-ИП, до суммы 37500 руб.00 коп.

В остальной части исковых требований отказать.

Сохранить меры предварительной защиты по административному иску о приостановлении действия постановления судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ о взыскании исполнительского сбора до вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Мишенева

2а-1840/2016 ~ М-1702/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач"
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Кондопожскому району УФССП России по РК Фокина Дарья Александровна
УФССП России по РК
судебный пристав-исполнитель ОСП по Кондопожскому району РК УФССП РФ по РК Карпина Юлия Владимировна
Другие
Гусев Виктор Владимирович
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Мишенёва М.А.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
28.09.2016Регистрация административного искового заявления
28.09.2016Передача материалов судье
29.09.2016Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2016Судебное заседание
14.10.2016Судебное заседание
14.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2016Дело оформлено
18.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее