РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием прокурора Парадеева Е.Ю.,
при секретаре Луценко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2227/14 по иску прокурора Пригородного района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Горноуральского городского округа о понуждении ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда, расположенное в районе ст.Монзино на территории Николопавловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» в квартале <...>.м., с точными координатами долготы <...>, в срок не позднее <...> месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что проверкой проведенной прокуратурой Пригородного района установлено, что в районе ст. Монзино на территории Николо-Павловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» в квартале 7 <...>м выявлен факт организации несанкцинированной свали в защитных лесах (лесопарковые части зеленых зон). Координаты свалки: долгота <...>". По факту захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором лесничим Кедяровым И.М. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о лесонарушении № 42. В соответствии со ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как снова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах лесопарковых зон. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона о 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. В соответствии с пунктами 12, 17 части 1 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям администрации Горноуральского городского округа. На территории Горноуральского городского округа не организован сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются в прилегающих участках лесного фонда к населенным пунктам и других территориях. Место несанкционированного размещения отходов, расположенное в районе ст. Монзино на территории Николо-Павловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» квартал <...> с координатами: долгота долгота <...>", оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Тем самым нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Парадеев Е.Ю. исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в районе ст.Монзино на территории Николопавловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» в квартале <...>., с точными координатами долготы <...>" в срок не позднее <...> месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - Администрации Горноуральского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, предоставил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Пригородного района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В соответствии со ст. 12 названного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах лесопарковых зон.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно части 1 статьи 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3).
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктами 12, 17 части 1 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям администрации Горноуральского городского округа.
Как следует из материалов гражданского дела на территории Горноуральского городского округа не организован сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются в прилегающих участках лесного фонда.
Следовательно, органом местного самоуправления (администрацией) Горноуральского городского округа организация деятельности по безопасному обращению с отходами осуществляется ненадлежащим образом.
Место несанкционированного размещения отходов (свалка), расположенное в районе ст.Монзино на территории Николопавловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» в квартале <...>., с точными координатами долготы <...> оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при этом, бездействие органа местного самоуправления, которое обязано принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В спорных правоотношениях Администрация Горноуральского городского округа выступает как орган местного самоуправления и реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, распределение судом бремени доказывания должно производиться по правилам разрешения публично-правовых споров.
Согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статье 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию Горноуральского городского округа обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований прокурором представлено заявление ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении расследования по факту обнаружения захламления, акт о лесонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ объяснительная мастера лесничества, схема местонахождения свалки, фотография места свалки.
Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что ликвидация места несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиком в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора Пригородного района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа восстановить нарушенное состояние окружающей среды - ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, расположенное в районе ст.Монзино на территории Николопавловского участкового лесничества урочище СПК «Николо-Павловский» в квартале <...>., с точными координатами долготы <...>", широты <...> в срокне позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 01 сентября 2014 года.
Судья - подпись.
Копия верна.
Судья - Т.А.Орлова