Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Петрозаводск «15» июня 2016 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,
при секретаре Журавлевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5456 по иску Кривоногова Е.Е. к публичному акционерному обществу «Банк УРАЛСИБ» об истребовании документов,
у с т а н о в и л:
Кривоногов Е.Е. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Банк УРАЛСИБ» (далее - Банк) об истребовании документов. В обоснование заявленных требований указано, что <данные изъяты> года между сторонами был заключен договор №-№ на выпуск кредитной карты. По условиям указанного договора Банк открыл текущий счет, обязался осуществлять его обслуживание, предоставить кредит, истец в свою очередь обязалась возвратить кредит с начисленными процентами. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу, а именно копий договора на выпуск кредитной карты, приложения к договору, графика платежей, расширенной выписки по лицевому счету за весь период действия кредитного договора. Ответа на претензию получено не было. Истец, ссылаясь на нарушение своих прав как потребителя, просит обязать Банк предоставить копию договора №-№ от ДД.ММ.ГГГГ на выпуск кредитной карты на имя истца, копию приложения к договору на выпуск кредитной карты №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, график платежей, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора по день подачи иска в суд.
В судебное заседание истец Кривоногов Е.Е. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в исковом заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ПАО «Банк УРАЛСИБ» своего представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве просили дело рассмотреть без участия их представителя, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между банком и Кривоноговым Е.Е. заключен кредитный договор №-№ об индивидуальных условиях кредитования на предоставление продукта «Кредитная карта с льготным периодом кредитования». Согласно уведомлению об индивидуальных условиях кредитования, лимит кредитования был установлен в размере <данные изъяты> рублей, за пользование предоставленными кредитными средствами условиями договора определена процентная ставка в размере <данные изъяты>% годовых. Кредитный договор истцом был получен, что подтверждается его подписью. Кроме того, в условиях кредитного договора истец обязался самостоятельно знакомиться с правилами и Тарифами, а также самостоятельно контролировать внесение изменений в Правила и Тарифы в сети интернет на сайте Банка, что подтвердил своей подписью. Оформление истцом заявления на направление выписок в его адрес почтовой связью, сняло бы с Банка ответственность за сохранение банковской тайны, однако, поскольку такое заявление истцом не оформлялось, Банк, ссылаясь на то, что истребуемые сведения составляют банковскую тайну и могут быть получены истцом при личном обращении, просили в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 846 ГК РФ, при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в Банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных Банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Банк УРАЛСИБ» и <данные изъяты>.Е. заключен договор на выдачу кредитной карты №-№ в форме уведомления об индивидуальных условиях кредитования на предоставление кредитного продукта «Кредитная карта с льготным периодом кредитования».
По условиям данного договора Банк открыл на имя истца текущий счет, выпустил банковскую карту, установил лимит кредитования и осуществлял кредитование счета истца при отсутствии либо недостаточности на нем собственных средств истца для совершения расходных операций с использованием карты.
Обращаясь в суд с иском об истребовании документов, истец ссылалась на неполучение от Банка ответа на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил предоставить копию договора №-№ от ДД.ММ.ГГГГ на выпуск кредитной карты, приложение к договору и копию графика платежей, произвести фактический перерасчет по сумме основного долга и начисленных процентов без учета комиссий и страховок, перечислить незаконно удержанные денежные средства в виде комиссий и страховок в счет погашения основной суммы долга, расторгнуть кредитный договор. Согласно тексту искового заявления, названные документы отсутствовали у истца и не были предоставлены в ответ на указанную претензию.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что доказательств нарушения ответчиком права истца на получение информации, гарантированного ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не представлено.
При этом из текста уведомления от ДД.ММ.ГГГГ представленного Банком и подписанного истцом, следует, что Кривоногов Е.Е. был ознакомлен и получил на руки по второй экземпляр уведомления с индивидуальными условиями кредитования, а также им была получена на руки карта, что подтверждается подписью истца.
В соответствии с частью 1 статьи 5, части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 года № 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции Российской Федерации институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц.
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента.
Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте действующее законодательство определяет объем предоставляемой информации и устанавливает круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, а также предусматривает ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.
Предоставление информации отнесенной к банковской тайне происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.
Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные доказательства и имеющиеся в материалах дела письменные документы, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств личного обращения в Банк, а также того, что при его личном обращении или обращении его представителя Банк уклонился от предоставления указанных документов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Банк не ответил на вышеприведенную претензию, запрашиваемые документы ему ответчиком не представлены.
Вместе с тем, указанная копия претензии, адресованная в ПАО «Банк УРАЛСИБ», не содержит отметок о ее вручении представителю банка.
Представленная истцом в материалы гражданского дела в качестве доказательства направления данной претензии в адрес ответчика копия списка внутренних отправлений ООО «Эскалат» от ДД.ММ.ГГГГ со штемпелем организации почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ с указанием <адрес>, не позволяет установить факт вручения почтовой корреспонденции представителю банка, поскольку не содержит сведений о направлении именно претензии от ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение направление ответчику претензии об истребовании документов и именно по конкретному договору, заключенному между сторонами. Кроме того, представленный суду список почтовых отправлений, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, не отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности, в связи с чем, не может быть принят судом во внимание.
Согласно Общим условиям направление банком клиенту почтовой связью копии договоров и иных документов, составляющих банковскую и персональную тайну, не предусмотрено.
Из общих условий выпуска, обслуживания и пользования картами следует, что направление Банком документов, составляющих банковскую тайну возможно почтовой связью при наличии заявления заемщика на дистанционное банковское обслуживание, при наличии которого, Банк не несет ответственности за сохранение банковской тайны. Вместе с тем, такого заявления истец в Банке не оформлял.
Доказательств того, что стороны определили иной порядок предоставления истцу информации, составляющей банковскую тайну, суду не представлено, принимая во внимание, что истец лично в Банк не обращался, запрашиваемые истцом документы составляют банковскую тайну и могут быть предоставлены только клиенту либо его представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия (в случае обращения представителя заемщика), что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в отделение банка. При направлении же запроса в Банк посредством почтовой связи у последнего отсутствует возможность идентифицировать клиента.
Доказательств личного обращения в Банк с требованием о предоставлении документов по договору, которые ответчик проигнорировал бы либо ответил на них отказом, истцом в суд не представлено.
В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов. Исходя из данной нормы процессуального права и ст. 11 ГК РФ защите подлежит лишь нарушенное право. Таким образом, в суде может быть оспорено не любое действие или бездействие, а лишь то, которое нарушает конкретные права и законные интересы лица, обратившегося за их защитой.
Таким образом, при отсутствии доказательств невозможности самостоятельного получения заемщиком информации по его кредиту, отсутствии доказательств отказа банка в предоставлении такой информации, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности предоставить документы по кредиту, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кривоногов Е.Е. к публичному акционерному обществу «Банк УРАЛСИБ» об истребовании документов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий: Е.Н. Семичева