Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4419/2020 ~ М-4045/2020 от 31.08.2020

Дело № 2-4419/2020

УИД 66RS0003-01-2020-004043-96

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 10 ноября 2020 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при секретаре судебного заседания Чувашевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Г.П. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Пономаревой Г.П. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, что супруг истца - В службу в уголовно-исполнительной системе - в Тавдинском УЛИУ ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации в должности младшего инспектора 2 категории взвода розыска роты розыска, конвоирования и обеспечения, с нахождением на обеспечении за счет средств федерального бюджета.*** Вуволен по состоянию здоровья с назначением пенсии за выслугу лет, составившую 14 лет 09 мес. 20 дней. На основании постановления главы *** от *** ***В с учетом членов семьи –супруги ПономаревойГ.П.исына Пономарева П.В. был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.*** Вумер. После смерти В истец и ее сын Пономарев П.В. продолжили состоять на учете, однако Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от11.10.2018истцу было отказано во включении в список граждан в целях последующего обеспечения жилым помещением со ссылкой на то, что истец не отнесена к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** отказ Администрации г.Екатеринбурга признан незаконным, за Пономаревой Г.П.признано право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», с понуждением Администрации г.Екатеринбурга включения Пономаревой Г.П. в данный список. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от *** решение суда от *** оставлено без изменения. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** истец включена в указанный список граждан. В марте 2020 года Администрацией г. Екатеринбурга ответчику направлено предложение о распределении истцу жилого помещения по адресу: ***, и учетное дело для оформления соответствующего приказа о распределении. Ответчиком учетное дело истца возвращено в Администрацию г. Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа на распределение жилья. Основанием возвращения учетного дела явилось то, что Пономарева Г.П. не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Истец полагает, что возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела без издания приказа о распределении жилого помещения является незаконным. Истец, являясь членом семьи гражданина, приравненного к лицам, уволенным с военной службы, и умершего после увольнения с такой службы по состоянию здоровья, общая продолжительность которой составила более 10 лет, будучи принятой на учет нуждающихся в предоставлении жилья до *** в составе семьи супруга и не обеспеченной жилым помещением, сохраняет право на обеспечение жилым помещением по тем же основаниям, по которым имел право на предоставление жилого помещения супруг истца, умерший ***. Вопрос наличия у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета был предметом судебного разбирательства при рассмотрении дела Ленинским районным судом г. Екатеринбурга, неучастие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области при рассмотрении указанного дела не может служить основанием для отказа в распределении жилого помещения.

На основании изложенного, просит признать незаконным возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела Пономаревой Г.П., в Администрацию г.Екатеринбурга без издания приказа о распределении жилого помещения, а также возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность издать приказ о распределении Пономаревой Г.П. жилого помещения на состав семьи из двух человек, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, расположенным в г. Екатеринбурге.

В судебном заседании истец Пономарева Г.П. требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации
г. Екатеринбурга - Страхова Н.А., действующая на основании доверенности от ***, полагала, что исковые требования Пономаревой Г.П. подлежат удовлетворению. Указала, что ранее решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга установлено, что Пономарева Г.П. имеет право состоять в списке граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Несмотря на то, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не было привлечено к участию в деле, в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда имеет обязательный характер для всех органов государственной власти.

В судебное заседание не явилось третье лицоПономарев П.В., о рассмотрении дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки. Представитель ответчика - Савинов М.В., действующий на основании доверенности от ***, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В обоснование отзыва указал, что исковые требования Пономаревой Г.П. не подлежат удовлетворению. Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 №723-ПП. По мнению ответчика, истец не имеет права на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», так как Пономарева Г.П. не относится ни к одной из категорий, перечисленных в п. 2 Порядка. Ссылка истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** является несостоятельной, поскольку Министерство не было привлечено к участию при рассмотрении данного дела.

Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица Администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 455-О от03.11.2006, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 7) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в ст. 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (ч. 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ч. 2).

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ***, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ***, установлено,что супруг истца - Впроходил службу в уголовно-исполнительной системе ФСИН России, в Тавдинском УЛИУ ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации в должности младшего инспектора 2 категории взвода розыска роты розыска, конвоирования и обеспечения, с нахождением на обеспечении за счет средств федерального бюджета.

*** Вуволен со службы по состоянию здоровья с выслугой лет, составившей в льготном исчислении14 лет 09 мес. 20 дней.

В 1999 году В с учетом членов его семьи – супруги ПономаревойГ.П.исына Пономарева П.В. был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

02.01.2003Вскончался. Пономарева Г.П. иПономарев П.В.после смертиВпродолжили состоять на учете.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** ПономаревойГ.П.отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** отказ Администрации г.Екатеринбурга признан незаконным, за Пономаревой Г.П.признано право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», с понуждением Администрации г.Екатеринбурга включения в данный список.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от *** решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** Пономарева Г.П. с учетом члена семьи – сына Пономарева П.В. включена в указанный список граждан.

Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 №723-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».

В соответствии с п.п. 1 п. 11 Порядка Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, формирует и утверждает сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В течение 15 рабочих дней со дня получения распоряжения Правительства Российской Федерации об объеме субвенции из федерального бюджета бюджету Свердловской области в текущем финансовом году на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц формирует и утверждает на основании сводного списка, указанного в п.п. 1 настоящего пункта, сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году с указанием формы обеспечения граждан жильем и расходов на обеспечение жильем и направляет этот список в государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (п.п. 2 п. 11 Порядка).

Согласно п. 24 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области с учетом нормы предоставления жилых помещений, указанной в п. 13 настоящего Порядка, готовят предложения о распределении приобретенных (построенных) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам и представляют их в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области вместе с документами, указанными в п.п. 7 п.п. 7 и 7.1 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней с даты получения из государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» сведений о приобретенных (построенных) жилых помещениях.

В силу п. 25 Порядка жилые помещения, приобретенные (построенные) для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

*** Администрацией г. Екатеринбурга ответчику направлено учетное дело Пономаревой Г.П. с предложением по распределению жилого помещения по адресу: ***.

Письмом от *** Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетное дело Пономаревой Г.П. возвращено в Администрацию г.Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа на распределение жилья.

Основанием возвращения учетного дела явилось то, что Пономарева Г.П. не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

*** учетное дело Пономаревой Г.П. с предложением по распределению жилого помещения по адресу: ***, повторно направлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В письме содержится ссылка на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ***, согласно которому Пономарева Г.П. отнесена к категории лиц, имеющих право на получение социальных гарантий по обеспечению жилым помещением, однако учетное дело повторно возвращено в Администрацию г.Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вопрос наличия у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета был предметом судебного разбирательства при рассмотрении дела Ленинским районным судом г. Екатеринбурга. Суд пришел к выводу, что истец, являясь членом семьи гражданина, приравненного к лицам, уволенным с военной службы и умершего после увольнения с такой службы по состоянию здоровья, общая продолжительность которой составила более 10 лет, будучи принятой на учет нуждающихся в предоставлении жилья до *** в составе семьи супруга и не обеспеченной жилым помещением, сохраняет право на обеспечение жилым помещением по тем же основаниям, по которым имел право на предоставление жилого помещения супруг истца, умерший ***.

Таким образом, действия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по возврату учетного дела истца без оформления соответствующего приказа о распределении жилого помещения, суд признает неправомерными.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пономаревой Г.П. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение, удовлетворить.

Признать незаконным возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела Пономаревой Г.П., включенной в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», в администрацию г.Екатеринбурга без издания приказа о распределении жилого помещения.

Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность издать приказ о распределении Пономаревой Г.П., включенной в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», жилого помещения на состав семьи из двух человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, расположенным в г. Екатеринбурге.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Королева

2-4419/2020 ~ М-4045/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пономарева Галина Павловна
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
Пономарев Павел Владимирович
Администрация г. Екатеринбурга
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Королева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2020Передача материалов судье
07.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.10.2020Предварительное судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021Дело оформлено
09.06.2021Дело передано в архив
18.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее