Дело № 2-4419/2020
УИД 66RS0003-01-2020-004043-96
Мотивированное решение изготовлено 17.11.2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 ноября 2020 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при секретаре судебного заседания Чувашевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Г.П. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Пономаревой Г.П. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, что супруг истца - В службу в уголовно-исполнительной системе - в Тавдинском УЛИУ ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации в должности младшего инспектора 2 категории взвода розыска роты розыска, конвоирования и обеспечения, с нахождением на обеспечении за счет средств федерального бюджета.*** Вуволен по состоянию здоровья с назначением пенсии за выслугу лет, составившую 14 лет 09 мес. 20 дней. На основании постановления главы *** от *** ***-в В с учетом членов семьи –супруги ПономаревойГ.П.исына Пономарева П.В. был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.*** Вумер. После смерти В истец и ее сын Пономарев П.В. продолжили состоять на учете, однако Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от11.10.2018истцу было отказано во включении в список граждан в целях последующего обеспечения жилым помещением со ссылкой на то, что истец не отнесена к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** отказ Администрации г.Екатеринбурга признан незаконным, за Пономаревой Г.П.признано право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», с понуждением Администрации г.Екатеринбурга включения Пономаревой Г.П. в данный список. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от *** решение суда от *** оставлено без изменения. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** истец включена в указанный список граждан. В марте 2020 года Администрацией г. Екатеринбурга ответчику направлено предложение о распределении истцу жилого помещения по адресу: ***, и учетное дело для оформления соответствующего приказа о распределении. Ответчиком учетное дело истца возвращено в Администрацию г. Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа на распределение жилья. Основанием возвращения учетного дела явилось то, что Пономарева Г.П. не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Истец полагает, что возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела без издания приказа о распределении жилого помещения является незаконным. Истец, являясь членом семьи гражданина, приравненного к лицам, уволенным с военной службы, и умершего после увольнения с такой службы по состоянию здоровья, общая продолжительность которой составила более 10 лет, будучи принятой на учет нуждающихся в предоставлении жилья до *** в составе семьи супруга и не обеспеченной жилым помещением, сохраняет право на обеспечение жилым помещением по тем же основаниям, по которым имел право на предоставление жилого помещения супруг истца, умерший ***. Вопрос наличия у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета был предметом судебного разбирательства при рассмотрении дела Ленинским районным судом г. Екатеринбурга, неучастие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области при рассмотрении указанного дела не может служить основанием для отказа в распределении жилого помещения.
На основании изложенного, просит признать незаконным возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела Пономаревой Г.П., в Администрацию г.Екатеринбурга без издания приказа о распределении жилого помещения, а также возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность издать приказ о распределении Пономаревой Г.П. жилого помещения на состав семьи из двух человек, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, расположенным в г. Екатеринбурге.
В судебном заседании истец Пономарева Г.П. требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации
г. Екатеринбурга - Страхова Н.А., действующая на основании доверенности от ***, полагала, что исковые требования Пономаревой Г.П. подлежат удовлетворению. Указала, что ранее решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга установлено, что Пономарева Г.П. имеет право состоять в списке граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Несмотря на то, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не было привлечено к участию в деле, в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда имеет обязательный характер для всех органов государственной власти.
В судебное заседание не явилось третье лицоПономарев П.В., о рассмотрении дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки. Представитель ответчика - Савинов М.В., действующий на основании доверенности от ***, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В обоснование отзыва указал, что исковые требования Пономаревой Г.П. не подлежат удовлетворению. Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 №723-ПП. По мнению ответчика, истец не имеет права на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», так как Пономарева Г.П. не относится ни к одной из категорий, перечисленных в п. 2 Порядка. Ссылка истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** является несостоятельной, поскольку Министерство не было привлечено к участию при рассмотрении данного дела.
Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица Администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 455-О от03.11.2006, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 7) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в ст. 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (ч. 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ч. 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ***, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ***, установлено,что супруг истца - Впроходил службу в уголовно-исполнительной системе ФСИН России, в Тавдинском УЛИУ ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации в должности младшего инспектора 2 категории взвода розыска роты розыска, конвоирования и обеспечения, с нахождением на обеспечении за счет средств федерального бюджета.
*** Вуволен со службы по состоянию здоровья с выслугой лет, составившей в льготном исчислении14 лет 09 мес. 20 дней.
В 1999 году В с учетом членов его семьи – супруги ПономаревойГ.П.исына Пономарева П.В. был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
02.01.2003Вскончался. Пономарева Г.П. иПономарев П.В.после смертиВпродолжили состоять на учете.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** ПономаревойГ.П.отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от *** отказ Администрации г.Екатеринбурга признан незаконным, за Пономаревой Г.П.признано право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», с понуждением Администрации г.Екатеринбурга включения в данный список.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от *** решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от *** Пономарева Г.П. с учетом члена семьи – сына Пономарева П.В. включена в указанный список граждан.
Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 №723-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
В соответствии с п.п. 1 п. 11 Порядка Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, формирует и утверждает сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В течение 15 рабочих дней со дня получения распоряжения Правительства Российской Федерации об объеме субвенции из федерального бюджета бюджету Свердловской области в текущем финансовом году на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц формирует и утверждает на основании сводного списка, указанного в п.п. 1 настоящего пункта, сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году с указанием формы обеспечения граждан жильем и расходов на обеспечение жильем и направляет этот список в государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (п.п. 2 п. 11 Порядка).
Согласно п. 24 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области с учетом нормы предоставления жилых помещений, указанной в п. 13 настоящего Порядка, готовят предложения о распределении приобретенных (построенных) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам и представляют их в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области вместе с документами, указанными в п.п. 7 п.п. 7 и 7.1 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней с даты получения из государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» сведений о приобретенных (построенных) жилых помещениях.
В силу п. 25 Порядка жилые помещения, приобретенные (построенные) для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
*** Администрацией г. Екатеринбурга ответчику направлено учетное дело Пономаревой Г.П. с предложением по распределению жилого помещения по адресу: ***.
Письмом от *** Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетное дело Пономаревой Г.П. возвращено в Администрацию г.Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа на распределение жилья.
Основанием возвращения учетного дела явилось то, что Пономарева Г.П. не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
*** учетное дело Пономаревой Г.П. с предложением по распределению жилого помещения по адресу: ***, повторно направлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В письме содержится ссылка на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ***, согласно которому Пономарева Г.П. отнесена к категории лиц, имеющих право на получение социальных гарантий по обеспечению жилым помещением, однако учетное дело повторно возвращено в Администрацию г.Екатеринбурга без оформления соответствующего приказа.
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вопрос наличия у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета был предметом судебного разбирательства при рассмотрении дела Ленинским районным судом г. Екатеринбурга. Суд пришел к выводу, что истец, являясь членом семьи гражданина, приравненного к лицам, уволенным с военной службы и умершего после увольнения с такой службы по состоянию здоровья, общая продолжительность которой составила более 10 лет, будучи принятой на учет нуждающихся в предоставлении жилья до *** в составе семьи супруга и не обеспеченной жилым помещением, сохраняет право на обеспечение жилым помещением по тем же основаниям, по которым имел право на предоставление жилого помещения супруг истца, умерший ***.
Таким образом, действия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по возврату учетного дела истца без оформления соответствующего приказа о распределении жилого помещения, суд признает неправомерными.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пономаревой Г.П. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности распределить жилое помещение, удовлетворить.
Признать незаконным возврат Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетного дела Пономаревой Г.П., включенной в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», в администрацию г.Екатеринбурга без издания приказа о распределении жилого помещения.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность издать приказ о распределении Пономаревой Г.П., включенной в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории муниципального образования «город Екатеринбург», жилого помещения на состав семьи из двух человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, расположенным в г. Екатеринбурге.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Королева