Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-352/2017 от 25.10.2017

12 – 352/17

Р Е Ш Е Н И Е

15 декабря 2017 года                                                                        город Ижевск

Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Зариповой Г.Р., с участием: представителя Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» Ткачевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Федеральная пассажирская компания» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в УР А.Н.А.. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. АО «Федеральная пассажирская компания» (далее по тексту АО «ФПК») за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

АО «ФПК» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения. Общество не было извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В определении о назначении времени и месте рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что производство по делу возбуждено в отношении Вагонного участка Ижевск Горьковского филиала ОАО «ФПК». Данный факт является грубым нарушением ст.2.10 КоАП РФ, так как Вагонный участок Ижевск является структурным подразделением Горьковского филиала АО «ФПК», а привлечение к административной ответственности структурное подразделение КоАП РФ, не предусмотрено. Определение о рассмотрении дела вручено Г.И.А., который не является законным представителем АО «ФПК» и не уполномочен на участие в данном деле. Отсутствуют сведения о направлении извещения АО «ФПК» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу. Общество считает, что должностным лицом нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, право АО «ФПК» на защиту в ходе производства по делу реализовано не было.

Представитель АО «ФПК» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя.

Представитель ГИТ в УР Т.Т.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, жалобу просила оставить без удовлетворения, указала что постановление является законным и обоснованным, нарушений процессуальных требований не имеется.

Выслушав представителя ГИТ в УР Т.Т.М., изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения расследования смертельного несчастного случая Д.В.А., проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что пострадавшему Д. проведен инструктаж на рабочем месте и целевой инструктаж по охране труда лицом не прошедшим в установленном порядке обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, в нарушение требований ст.225 Трудового кодекса РФ и п.2.1.3, п.3.4 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в связи с чем, в отношении АО «ФПК» ДД.ММ.ГГГГ. составлен протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о назначении административного наказания.

Вместе с тем, согласиться с данным постановлением нельзя ввиду следующего.

В силу п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья (орган, должностное лицо), рассматривающий дело, выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении призваны обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об их участии в его составлении. Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать в его составлении и пользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.

Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств.

В случае не извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом процессуальных прав и гарантий.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении. В случае несоблюдения этого порядка привлечение к административной ответственности будет незаконным независимо от того, совершило ли лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.

Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.

Согласно ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п.п. 1, 2 п.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.10 КоАП РФ (в том числе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении).

Из анализа норм КоАП РФ (ст.ст. 29.4ст.ст. 29.4, 27.15, 29.7 КоАП РФ) следует, что отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

По смыслу приведенных норм КоАП РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого лица или его законного представителя.

Как следует из представленных материалов дела уведомление – вызов на протокол от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которого вызывался законный представитель юридического лица АО «ФПК» на ДД.ММ.ГГГГ. в 11-00 часов для составления протокола об административном правонарушении получен Г.И.А. ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя юридического лица. Определение от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором указано, о возбуждении производства по делу в отношении Вагонного участка Ижевск Горьковской филиал ОАО «ФПК» по ч.4 ст.5.271 КоАП РФ и назначено рассмотрение дела в отношении Вагонного участка Ижевск Горьковской филиал ОАО «ФПК» на ДД.ММ.ГГГГ. в 11-00 часов. Данное определение получено Г.И.А. ДД.ММ.ГГГГ., который согласно представленным материалам является начальником Вагонного участка Ижевск.

Доказательства направления в адрес АО «ФПК» уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, а так же доказательства направления в адрес АО «ФПК» уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на вынесение постановления, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ГИТ в УР не представлено доказательств надлежащего извещения АО «ФПК» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела при вынесении оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления о назначении административного наказания, суд приходит к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения АО «ФПК» к административной ответственности, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрении дела о назначении административного наказания.

С учетом изложенных обстоятельств, административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения заявителя либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, что лишило заявителя возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства заявлять ходатайства и отводы, а также иными процессуальными правами, установленными КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 срок привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ составляет 1 год.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу, поскольку срок для привлечения к ответственности не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» Ткачевой А.С. – удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике А.Н.А.. от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «Федеральная пассажирская компания» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей, отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии решения, через Ленинский районный суд г.Ижевска.

Судья:                                                    Дмитрошкин А.Н.

12-352/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
АО Федеральная пассажирская компания
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Дмитрошкин А.Н.
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.3

Дело на странице суда
leninskiy--udm.sudrf.ru
25.10.2017Материалы переданы в производство судье
27.10.2017Истребованы материалы
21.11.2017Поступили истребованные материалы
15.12.2017Судебное заседание
15.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее