Дело № 2-1515/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В.,
при секретаре Ухабиной А.Д.,
с участием представителей истца по доверенности Куркиной Н.И., представителя ответчика по доверенности Бухвостовой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шульгина В.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Шульгин В.В. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование требований указал, что является <данные изъяты>, имеет заболевание <данные изъяты>. Консультативным заключением Университетской клинической больницы № 1 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» истцу показан к применению лекарственный препарат <данные изъяты> по жизненным показаниям. Впоследствии это назначение подтверждено ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России» и БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница». В связи с этим БУЗ ОО «Ливенская центральная районная больница» включила в дополнительную заявку на лекарственные средства за счет областного бюджета на 1 полугодие 2018 г. лекарственный препарат <данные изъяты> для обеспечения истца. Однако до настоящего времени истец указанным лекарственным препаратом не обеспечен. В связи с этим истец просит суд обязать ответчика бесплатно обеспечить его по жизненным показаниям лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями до отмены применения данного препарата. В исковом заявлении также содержится просьба обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская центральная районная больница» и БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница».
Истец Шульгин В.В., надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания по делу, в суд не явился.
Представитель истца по доверенности Куркина Н.И. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку применение лекарственного препарата <данные изъяты> для истца является жизненно необходимым и промедление в его применении может грозить существенным ухудшением его здоровья.
Представитель ответчика по доверенности Бухвостова О.А., не оспаривая право истца на обеспечение его лекарственным препаратом <данные изъяты> возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на отсутствие у ответчика денежных средств для приобретения этого лекарственного препарата. Также представитель ответчика возражала против обращения решения к немедленному исполнению, указав, что незамедлительное обеспечение истца указанным лекарственным препаратом невозможно, поскольку для его приобретения необходимо соблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Третьи лица Департамент финансов Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская центральная районная больница» и БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница», надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания по делу, в суд своих представителей не направили.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 г. № 399, Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Суд также учитывает, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу статьи 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 г. № 1492, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» следует, что при амбулаторном лечении неработающих инвалидов 2 группы препараты для их лечения отпускаются бесплатно.
Судом установлено, что истец Шульгин В.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой №***
Из материалов дела следует, что истец с 2016 г. имеет заболевание <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ консультативным заключением Университетской клинической больницы № 1 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» истцу рекомендовано применение лекарственного препарата <данные изъяты> по жизненным показаниям.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец находился на стационарном лечении в ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России». Из выписного эпикриза данной медицинской организации следует, что истцу рекомендовано продолжать применение лекарственного препарата <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец находился на стационарном лечении в БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница». Из выписки данного медицинской организации следует, что истцу также рекомендовано продолжать применение лекарственного препарата <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ БУЗ ОО «Ливенская центральная районная больница» направила ответчику дополнительную заявку на обеспечение истца лекарственным препаратом <данные изъяты> по региональной программе на 1 полугодие 2018 г.
Однако до настоящего времени истец указанным лекарственным препаратом не обеспечен.
Из письма от ДД.ММ.ГГ на запрос истца ответчик указал на отсутствие финансовых средств на обеспечение истца необходимым для него лекарственным препаратом.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец является инвалидом <данные изъяты>. Из представленной стороной истца копии трудовой книжки истца следует, что он не трудоустроен.
Следовательно, предусмотренные действующим законодательством условия для обеспечения истца рекомендованным ему для применения по жизненным показаниям лекарственным препаратом соблюдены.
Исходя из этого, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность обеспечить истца лекарственным препаратом <данные изъяты> в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом по медицинским показаниям.
Довод представителя ответчика о недостаточности финансирования для обеспечения истца указанным лекарственным препаратом суд считает необоснованным. Данное обстоятельство, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законодательством обязанностей.
Также истцом и его представителем сделано заявление об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В обоснование своего требования об обращении решения суда к немедленному исполнению представитель истца в судебном заседании указала, что промедление в предоставлении истцу лекарственного препарата <данные изъяты> может нанести вред его здоровью.
Учитывая, что лекарственный препарат <данные изъяты> назначен истцу по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о том, что замедление исполнения решения суда может нанести вред здоровью истца, в связи с чем его требование об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о необходимости при осуществлении закупки лекарственного препарата <данные изъяты> соблюдать процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не влияют на право суда обратить решение суда к немедленному исполнению. В этом случае ответчик имеет возможность начать процедуру закупки лекарственного препарата, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил суду, что в тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд придет к выводу о необходимости этого (статьи 210 - 212 ГПК РФ), в решении необходимо сделать соответствующее указание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шульгина В.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Шульгина В.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом по медицинским показаниям.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья А.В. Чуряев
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2018 г.