№ 2-1312/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» июля 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой И.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что с -Дата- является получателем страховой пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Для расчета размера страховой пенсии в стаж ответчиком необоснованно не вклютены периоды работы с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе (профсоюзно-кооперативное добровольное спортивное общество Удмуртского областного совета ДСО «Урожай», с 1987 года – ДСО «Урожай» перешли в структуру Удмуртского областного совета Всесоюзного довольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов «России»). Истец просит включить период работы с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе в общий страховой стаж для расчета размера страховой пенсии, произвести перерасчет пенсии по старости.
В ходе рассмотрения дела истец частично изменил предмет исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с -Дата- с учетом периода работы с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе.
В судебное заседание истец Тарасова И.И. не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Тарасова И.И. является получателем страховой пенсии по старости с -Дата-. Пенсия назначена истцу на основании ст. 8 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии ответчиком не включен в страховой стаж истца период работы с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе, поскольку данный период внесен в трудовую книжку с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от -Дата- и Инструкции «162 от -Дата-, так как в трудовой книжке при приеме на работу отсутствует наименование организации, справки, подтверждающие страховой стаж за данный период не представлены, документы в архивы не сдавались.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поскольку правоотношения сторон возникли после -Дата-, суд считает необходимым применить законодательство, действующее после указанной даты.
С -Дата- основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии определяется Федеральным законом от -Дата- N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Закон о страховых пенсиях).
В соответствии со ст. 3 п.2 Закона о страховых пенсиях страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 11 ч.1 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ч.1 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ч.4 Закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее- Правила №1015).
В соответствии с Правилами №1015:
- в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы) (п.2 п.п. «а»);
- при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.4 п.п. «а»);
- периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (п.8);
- периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п.10);
- документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.11);
Действующим в спорные периоды деятельности истца Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, были предусмотрены следующие условия для зачета в стаж для назначения пенсии периодов деятельности:
- в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов (п.108);
- кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (п.109 п.п. «а»);
- доказательством стажа работы могут служить:
а) трудовые книжки, трудовые списки, послужные списки (в том числе по работе до установления Советской власти), членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов - все в отношении записей, внесенных на основании документов;
б) справки, удостоверения и тому подобные документы о работе, выданные с места работы;
в) справки вышестоящих учреждений той же системы, в которой работал данный рабочий или служащий (например, справки министерств, главных управлений, трестов, союзов промысловой кооперации и т.д.);
г) справки архивных учреждений (п.117);
Согласно п.1 Постановления Совета Министров СССР Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 06.09.1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в спорный период, (далее Постановление № 656) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. Прием на работу без трудовой книжки согласно п.5 Постановления №656 не допускается.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью (п. 13 Постановления № 656).
Ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.
За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность (п. 18 Постановления № 656).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период:
- трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию (п.1.1.);
- в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу (п. 2.13.).
Факт работы истца в Конно-спортивной школе с -Дата- по -Дата- подтверждается письменными доказательствами:
- трудовой книжкой серии № Тарасовой И.И., -Дата- года рождения, в которой имеются следующие записи: -Дата- принята на должность коневода, -Дата- переведена на должность мастера по тренингу лошадей, -Дата- переведена на ставку замдиректора по учебной части, -Дата- принята совместителем на 0,5 ставки тренера- преподавателя, -Дата- переведена на ставку методиста с доплатой 0,5 ставки тренера- преподавателя, -Дата- переведена на ставку тренера- преподавателя, -Дата- уволена по собственному желанию;
- отчетами формы №-фк детско-юношеской спортивной школы «Республиканская конно-спортивная школа Олимпийского резерва» на -Дата-, на -Дата-, на -Дата-, подписанные Тарасовой И.И. как исполнителем отчетов;
- тарификационным списком «Республиканская конно-спортивная школа» на -Дата---Дата-, согласно которого Тарасова И.И. протарифицирована как тренер.
Согласно трудовой книжке истца перед порядковым номером записи № -Дата- «Принять на должность коневода» в графе 3 раздела «сведения о работе» полное наименование предприятия отсутствует.
При этом запись о прекращении вышеуказанных трудовых отношений Тарасовой И.И. заверена печатью Конно- спортивной школы.
Представленные истцом доказательства суд считает относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными, чтобы считать установленным факт работы истца в спорный период для включения в общий страховой стаж и перерасчета пенсии с учетом указанного периода деятельности. Записи о трудовой деятельности истца в спорный период содержат номера и даты приказов, на основании которых внесены, наименование должности истца в тарификационном списке соответствует ее должности в трудовой книжке. Пописывая отчетность Конно- спортивной школы в 1987, 1988, 1991 годах, истец являлась работником данной организации
Доводы представителя ответчика о том, что истцом не были представлены вышеуказанные документы при обращении с заявлением о назначении пенсии, суд не считает возможным положить в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н, рассмотрение заявления о назначении пенсии и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В том случае, если к заявлению о назначении пенсии при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, и принимает решение о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 64 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии при обращении за назначением пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 64 Административного регламента.
Указанным административным регламентов предусмотрено, что Территориальный орган ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ перечень документов.
Как следует из представленных истцом в суд документов, они находились в ГКУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики». Таким образом, ответчик должен был самостоятельно истребовать указанные документы при обращении истца с заявлением о назначении пенсии, чего сделано не было. Возложение на истца данной обязанности противоречит вышеуказанному Административному регламенту.
Поскольку спорный период деятельности не был включен в стаж истца, в связи с невыполнением ответчиком возложенной на него обязанности при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии, право истца подлежит судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тарасовой И.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) включить период работы Тарасовой И.И. с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе в общий страховой стаж для расчета размера пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Тарасовой И.И. с -Дата- с учетом периода работы с -Дата- по -Дата- в Конно-спортивной школе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2020 года.
Судья Сентякова Н.А.