ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2018 г. №12-50/2018
с. Лямбирь 16 октября 2018 г.
Судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия Солдатов Михаил Олегович, при секретаре Бахметовой Линаре Камилевне,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маркелова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Лямбирского района Республики Мордовия Мишиной Инги Александровны от 31 августа 2018 г.,
установил:
15 мая 2018 г. инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ромодановскому району Н.О.В. составил в отношении А.А. Маркелова протокол 13 АП №152543 об административном правонарушении.
Согласно протокола 07 мая 2018 г. в 16 часов 52 минуты на <адрес> в с. Ромоданово А.А. Маркелов управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
А.А. Маркелову вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации).
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Лямбирского района Республики Мордовия И.А. Мишиной от 31 августа 2018 г. А.А. Маркелов признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, на него наложен административный штраф в размере тридцать тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
А.А. Маркеловобратился в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с жалобой на указанное постановление мирового судьи. Указал, что мировой судья проигнорировал данные о том, что перед прохождением медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ГБУЗ РМ «Республиканский наркологический диспансер» он по инициативе инспектора ДПС прошел такое освидетельствование в ГБУЗ РМ «Ичалковская межрайонная больница». При этом было установлено, что он трезв и только после этого он употребил алкоголь, поскольку считал, что все закончилось. Однако по неизвестной ему причине соответствующий акт не был составлен. Только после этого, по инициативе инспектора ДПС, которого не устроил такой результат медицинского освидетельствования, он был доставлен в ГБУЗ РМ «Республиканский наркологический диспансер».
Просит отменить постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
В судебном заседании Маркелов А.А.доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просит ее удовлетворить.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации проверив дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет
А.А. Маркелову вменено совершение указанного административного правонарушения - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Из постановления мирового судьи следует, что обвинительными доказательствами, на основании которых установлены событие и состав административного правонарушения, послужили: протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством; акт освидетельствования на состояние опьянения; протокол о направлении на медицинское освидетельствование; акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения ГБУЗ РМ «Республиканский наркологический диспансер».
При вынесении постановления, мировой судья пришел к выводу о доказанности факта управления А.А. Маркеловым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 указанной статьи).
Согласно части 1.1 статьи 27.12 КоАП Российской Федерации лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пункты 3 и 10 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475 устанавливают, что достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке (пункт 3). Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (пункт 10).
Каждая процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения регистрируется в специальном журнале медицинской организации, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 19 Правил).
В ходе производства по делу об административном правонарушении А.А. Маркелов последовательно заявлял о том, что в состоянии опьянения транспортным средством не управлял. Свое состояние объясняет сильным утомлением, указывает, что употребил незначительное количество алкоголя только после прохождения медицинского освидетельствования в ГБУЗ РМ «Ичалковская межрайонная больница».
В материалах дела имеется видеозапись с нагрудного регистратора инспектора ДПС М.С.И.диск №2 файлы FILE0046.MOV - FILE0049.MOV), отражающие нахождение А.А. Маркелова в ГБУЗ РМ «Ичалковская межрайонная больница».
На указанной видеозаписи запечатлено, что водитель А.А. Маркелов был доставлен в указанное учреждение здравоохранения инспектором ДПС. Далее он вручает работникам учреждения протокол о направлении на медицинское освидетельствование водителя А.А.Маркелова, а его копию непосредственно самому водителю. В дальнейшем видно как водитель прошел исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. По результатам первого исследования выдыхаемого воздуха получен отрицательный результат (состояние опьянения не установлено). Данный вывод можно сделать на основании высказываний инспектора ДПС запечатленных на видеозаписи, а также бумажном носителе с записью результатов исследования, демонстрируемым инспектором ДПС перед объективом видеорегистратора. Затем инспектор ДПС М.С.И. на повышенных тонах, выражает свое несогласие с данным результатом медицинского освидетельствования и под угрозой вмешательства вышестоящего руководства Министерства внутренних дел Республики Мордовия требует от врачей зафиксировать в письменном виде невозможность составления акта медицинского освидетельствования и вернуть ему протокол о направлении на медицинское освидетельствование водителя Маркелова А.А.
Следующий файл видеозаписи фиксирует уже доставление Маркелова А.А.вГБУЗ РМ «Республиканский наркологический диспансер».
Допрошенные в качестве свидетелей мировым судьей при рассмотрении дела врачи ГБУЗ РМ «Ичалковская межрайонная больница» Л.Г.А.. и Л.О.Ю.. показали, что медицинское освидетельствование Маркелова А.А. было прервано по инициативе инспектора ДПС, поэтому не был составлен акт медицинского освидетельствования и не сделана соответствующая запись в журнале медицинских освидетельствований на состояние опьянения.
При этом, при рассмотрении дела установлено, что акт медицинского освидетельствования в отношении А.А. Маркелова в ГБУЗ РМ «Ичалковская межрайонная больница» не составлялся, а графы записи в соответствующем журнале №9 от 07.05.2018 г. 19 часов 26 минут (что соответствует времени нахождения А.А. Маркелова в учреждение здравоохранения) не заполнены, с указанием на ошибочность данной записи.
В соответствии с пунктами 239, 240 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, лицо, направленное на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, препровождается к месту его проведения в организацию (или ее обособленное структурное подразделение), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), либо в специально оборудованный для этой цели передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с установленными требованиями (п.239).
В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства (п.240).
В силу части 1 пункта 5 раздела II Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, которое управляет транспортным средством, - на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Согласно пункту 8 раздела III Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку (п.9 Порядка).
При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта. (аб.4 п.11 Порядка)
Таким образом, вышеприведенные нормы четко регламентируют последовательность действий при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения как врачей так и сотрудников ДПС. Так, в рассматриваемом случае после доставления водителя в больницу инспектор ДПС не имел права вмешиваться в процедуру медицинского освидетельствования и прерывать ее, а врачи-специалисты должны были оформить полученные результаты медицинского освидетельствования соответствующим Актом и зафиксировать данные действия в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения.
В силу изложенного следует признать, что в рассматриваемом случае установленный Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении Маркелова А.А. соблюден не был.
При таких обстоятельствах само по себе наличие в материалах дела Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения, составленного в ГБУЗ РМ «Республиканский наркологический диспансер», равно как и иных обвинительных доказательств, принятых мировым судьёй, не опровергает объяснения А.А. Маркелова о своей невиновности.
Иной подход к оценке доказательств противоречит принципу презумпции невиновности, приведет к объективному вменению и тем самым - к вынесению несправедливого и незаконного решения.
В силу положений частей 1, 3, 4 статьи 1.5. КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
отменить постановление мирового судьи судебного участка №2 Лямбирского района Республики Мордовия от 31 августа 2018 года.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Маркелова А.А. по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов