Дело № 12-206/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
город Ульяновск 23 июля 2019 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Зарипов Р.Р.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Ульяновскцентргаз» Коробковой Н.В.,
должностного лица, вынесшего постановление – государственного инспектора труда Кузнецовой М.С.,
при секретаре Котельниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» Рябова В.А. на постановление от 21 июня 2019 года №И, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Кузнецовой М.С., которым:
общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз», ОГРН 1047301152293, ИНН 7326021601, дата регистрации: 22 апреля 2004 года, юридический адрес: г.Ульяновск, ул. Автомобилистов, д.17, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением от 21 июня 2019 года №И, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Кузнецовой М.С. ООО «Ульяновскцентргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Ульяновскцентргаз» Рябов В.А. обратился в Железнодорожный районный суд г.Ульяновска с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление изменить, так как назначенное наказание является чрезмерно строгим, не соответствующим принципам назначения наказания, назначить административное наказание в виде предупреждения. В доводах жалобы заявитель указал, что с постановлением о назначении административного наказания не согласен, так как наложение штрафа на общество в данном случае не является справедливой и адекватной мерой административного воздействия. Ранее по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось.
В судебном заседании представитель ООО «Ульяновскцентргаз» Коробкова Н.В. жалобу и доводы изложенные в ней поддержала.
Представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области Кузнецова М.С. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Рассмотрев жалобу, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из постановления №-И от 21.06.2019 следует, что государственной инспекцией труда в Ульяновской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» по коллективному обращению работников о нарушении со стороны работодателя норм трудового законодательства.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Трудовым договором от 02.12.2016 ФИО5 принята в ООО «Ульяновскцентргаз» на должность кассир - оператор. Для работника установлен сменный график (скользящий) - сутки через трое, с суммированным учетом рабочего времени за год. Трудовым договором от 01.09.2014 ФИО6 принята в ООО «Ульяновскцентргаз» на должность кассир - оператор. Для работника установлен сменный график (скользящий) - сутки через трое, с суммированным учетом рабочего времени за год. Трудовым договором от 03.10.2016 ФИО7 принят в ООО «Ульяновскцентргаз» на должность оператор АЗС (заправщик). Для работника установлен сменный график (скользящий) - сутки через трое, с суммированным учетом рабочего времени за год. Трудовым договором от 18.11.2016 ФИО8 принят в ООО «Ульяновскцентргаз» на должность оператор АЗС (заправщик). Для работника установлен сменный график (скользящий) – сутки через трое, с суммированным учетом рабочего времени за год. Трудовым договором от 31.01.2018 ФИО9 принята в ООО «Ульяновскцентргаз» на должность кассир - оператор. Для работника установлен сменный график (скользящий) - сутки через трое, с суммированным учетом рабочего времени за год.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декламирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно п. 109 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», оператора заправочных станций необходимо обеспечить следующими СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартук из полимерных материалов с нагрудником, сапоги резиновые с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее.
Согласно ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем - индивидуальным предпринимателем.
Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.
Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).
В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору.
В зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.
В ООО «Ульяновскцентргаз» генеральным директором Рябовым В.А. утвержден приказ № от 16.01.2017 об организации выдачи стирального порошка (в норме 450 гр.) работникам для стирки спецодежды, однако, данный приказ не соответствует требованиям к уходу за СИЗ, указанным в приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.
В нарушение ст. 221 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н ООО «Ульяновскцентргаз», не заключался договор с организацией, обеспечивающей стирки, сушку, ремонт, замену выдаваемой спецодежды, о чем свидетельствует отсутствие данного договора в организации.
Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения СОУТ не в полном объеме Минтруд в Письме от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 обратил особое внимание на недопустимость нарушения требований ТК РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части безусловного завершения проведения СОУТ до установленной даты.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Специальная оценка условий труда в ООО «Ульяновскцентргаз» проведена своевременно, что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда, утвержденным 28.12.2018 председателем комиссии по проведению СОУТ Рябовым В.А.
Однако, в нарушение ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, работники Вуколова О.С., Бородина Е.В., Лукьянов А.В., Малкин С.А., Шепинова О.И. не ознакомлены с результатами СОУТ своих рабочих мест, что подтверждается картами СОУТ №№ на рабочее место кассира - оператора и 24-73 на рабочее место Оператора АЗС (заправщика).
Согласно ч.2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО «Ульяновскцентргаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ подтверждается распоряжением о проведении внеплановой проверки, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела.
Каждое из приведенных доказательств является взаимодополняющим, не противоречивым и полученным без нарушения законодательства.
Процессуальных нарушений при привлечении лица к административной ответственности не установлено.
Действия ООО «Ульяновскцентргаз» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В своей жалобе генеральный директор ООО «Ульяновскцентргаз» указывает на то, что назначенное наказание является чрезмерно суровым и имеются все основания для замены штрафа предупреждением.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и ст.2.9 КоАП РФ, поскольку в данном случае не соблюдены условия, перечисленные в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно копии постановления № от 22.06.2018 ООО «Ульяновскцентргаз» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
Соответственно, с учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для назначения ООО «Ульяновскцентргаз» наказания в виде предупреждения либо замены штрафа предупреждением, в данном случае не имеется, поскольку ООО «Ульяновскцентргаз» не является лицом, впервые совершившим правонарушение, напротив указанное правонарушение совершено повторно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 21 ░░░░ 2019 ░░░░ №-░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░ 1047301152293, ░░░ 7326021601 - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░