Дело № 2-1333/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Зелениной Е.Ю., с участием прокурора Ситдикова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску по иску Администрации города Лысьвы Пермского края к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю и Отделу судебных приставов по городу Лысьве об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация г. Лысьвы обратилась в суд с иском к отделу ССП по г. Лысьве УФССП по Пермскому краю, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель Администрации г. Лысьвы Б.О. указала, что решением Лысьвенского городского суда от 13.07.2011 г. на Администрацию Лысьвенского муниципального района возложена обязанность по выделению денежных средств для оборудования ограждения на территории участка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» (МОУ «СОШ №6». На МОУ «СОШ №6» и управление образования администрации Лысьвенского муниципального района в рамках предоставленных им полномочий возложена обязанность по оборудованию ограждения территории участка школы.
15.08.2011 г. ОСП по г. Лысьвы было возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Лысьвенского муниципального района, 04.09.2014г. в адрес администрации города Лысьвы поступило Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП г. Лысьва УФССП по Пермскому краю от 01.09.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи неисполнением без уважительных причин решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Считает, что решение суда о выделении денежных средств на оборудование ограждения территории МОУ «СОШ №6» не было исполнено администрацией в установленный срок по уважительным причинам.
Так, постановлением Правительства Пермского края от 25.01.2008 № 6-п утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта «Новая школа». В рамках данной Программы предполагается осуществить долевое финансирование оснащения школ оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта, соблюдения лицензионных требований, капитальный ремонт образовательных учреждений за счет средств краевого и местного бюджета. 19.01.2011 года администрацией Лысьвенского муниципального района направлена заявка на участие в региональном проекте «Новая школа» для приведения МОУ «СОШ №6» в соответствие с требованиями образовательного стандарта. 16.03.2011 года постановлением Правительства Пермского края утвержден объем расходов на реализацию регионального проекта «Новая школа» в 2001 году в отношении МОУ «СОШ №6» в сумме 3000000 руб. Однако денежные средства поступили из краевого бюджета на указанные цели лишь в 2012 году и сразу же были перечислены администрацией Лысьвенского муниципального района на счет школы. Решение суда исполнено администрацией муниципалитета в 2012 году. Администрация города Лысьвы, как должник не уклонялась от исполнения судебного решения, предприняла все необходимые меры, однако объективно не могла в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа о выделении денежных средств МОУ «СОШ №6» для оборудования ограждения территории, поскольку финансирование проекта по капитальному ремонту школы и приведения в соответствие с образовательным стандартом осуществляется не только из средств местного бюджета, но и за счет средств краевого бюджета. Процедура выделения денежных средств на оборудование образовательных учреждений регламентируется нормативно-правовыми актами, имеющими определенный порядок исполнения, который не может быть реализован в течение пяти дней. Поскольку одним из оснований для взыскания исполнительского сбора является отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения, соответственно при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. В связи с чем, просит освободить администрацию города Лысьвы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Представители Отдела ССП по г. Лысьве УФССП по Пермскому краю и Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, материалы исполнительного производства по запросу суда и возражения на иск не представили (л.д.24, 47-49).
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случая исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии сост. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено в судебном заседании, решением Лысьвенского городского суда от 13.07.2011 г. на администрацию Лысьвенского муниципального района, правопреемником которой является администрация Лысьвенского городского округа, возложена обязанность выделить денежные средства для оборудования ограждения натерритории участка Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» (МОУ «СОШ №6» (л.д. 25-28).
15.08.2011 г. ОСП по г. Лысьвы возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Лысьвенского муниципального района, что следует из постановления от 01.09.2014 года (л.д.23).
Доказательств того, что постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства № направлялось должнику, ответчиком не представлено. Каких-либо доказательств невозможности представления суду данных доказательств также не представлено. Сведений о том, что должнику предоставлялся 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в материалах дела также не имеется, ответчик доказательств данного обстоятельства не представил.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 01.09.2014г., с должника – администрации Лысьвенского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Копия постановления получена должником 04.09.2014 года (л.д.23).
Администрация г. Лысьвы, являясь правопреемником администрации Лысьвенского муниципального района, обращаясь в суд с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, ссылается на факт неисполнения решения суда в установленный срок по уважительным причинам, а также на то, что решение суда исполнено в 2012 году.
Принимая решение об удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд учитывает наличие доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины администрации г. Лысьвы в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа и о наличии таких причин неисполнения, которые предоставляют истцу основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Так, Постановлением Правительства Пермского края от 25.01.2008 года № 6-п во исполнение Закона Пермского края от 24.12.2007 года № 165-ПК «О региональном фонде софинансирования расходов» в целях создания оптимальной сети муниципальных образовательных учреждений, отвечающей лицензионным требованиям и обеспечивающей условия получения доступного качественного образования, утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Новая школа" (далее – Порядок), которым определена деятельность исполнительных органов государственной власти Пермского края по предоставлению бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края средств, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края по вопросам местного значения при реализации приоритетного регионального проекта "Новая школа", порядок рассмотрения заявок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на предоставление средств фонда софинансирования расходов, условия расходования средств из бюджета Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта и порядок представления отчетности об использовании средств фонда софинансирования расходов. Указанный Порядок предполагает долевое финансирование регионального проекта «Новая школа».
МОУ «СОШ №6» г. Лысьвы включена в приоритетный региональный проект «Новая школа».
В соответствии с вышеуказанным Порядком в целях получения финансовой поддержки на мероприятия по капитальному ремонту и общестроительным работам, в том числе установке ограждения территории МОУ «СОШ №6», администрацией Лысьвенского муниципального района 19.01.2011 года составлена заявка на участие в приоритетном региональном проекте «Новая школа», в которую включены суммы средств на реализацию работ по объекту МОУ «СОШ №6» из бюджета Пермского края в сумме 3000000 руб. из местного бюджета - 1000000 руб. (л.д.30). Данная заявка направлена в Министерство образования Пермского края 21.01.2011 года (л.д.29).
16.03.2011 года постановлением Правительства Пермского края № 118-п утвержден общий объем расходов на реализацию приоритетного регионального проекта «Новая школа», в который включена МОУ «СОШ №6» Лысьвенского района в сумме 3000000 руб.(л.д.31). Согласно отчету о выполнении обязательств Лысьвенского муниципального района по состоянию на 12.03.2012 года (л.д.35) администрация муниципального образования свои обязательства по долевому софинансированию расходов на реализацию регионального проекта «Новая школа» выполнила. Денежные средства из краевого бюджета перечислены лишь во втором квартале 2012 года и направлены на счет школы (л.д.36-42)
Фактически работы по установке ограждения территории МОУ «СОШ №6» окончены 23.01.2014 года, что подтверждается актом приемочной комиссии (л.д.21).
С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии данных о своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства и информации о сроке добровольного исполнения обязательства должник не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
При этом исполнение судебного решения было невозможно в 5-дневный срок после возбуждения исполнительного производства также и вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что исполнение финансирования региональной программы «Новая школа», в рамках которой предусмотрено оборудование территории МОУ «СОШ №6» ограждением, носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Все необходимые меры для реального исполнения решения суда истцом были предприняты.
При удовлетворении требований администрации г. Лысьвы суд учитывает также позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Таким образом, прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно, и только в том случае, если эти причины окажутся неуважительными, судебный пристав вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.
Каких-либо доказательств того, что администрация г. Лысьвы своевременно получила постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства и была информирована об установленном сроке для добровольного исполнения решения суда, ответчиком не представлено. Не представлены суду и данные о том, что администрация г. Лысьвы не сообщала судебному приставу-исполнителю о причинах несвоевременного исполнения решения суда. Тем не менее судебный пристав-исполнитель без учета данных обстоятельств, принял решение о взыскании с должника исполнительского сбора.
Таким образом, суд считает, что администрацией г. Лысьвы предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, уклонения от исполнения решения суда, равно как и наличия в действиях администрации виновного неисполнения в установленный срок требований ФЗ "Об исполнительном производстве", не установлено, в связи с чем, оснований для взыскания с администрации г. Лысьвы Пермского края исполнительского сбора у судебного пристава не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку данных о своевременном извещении должника о возбуждении исполнительного производства ответчиком суду не представлено, а также материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства, установленного решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию г. Лысьвы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 01.09.2014 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца.
Судья