Дело № 2-816/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка.
Пермский край.
26 июля 2012 года.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С.Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
помощника прокурора Белева И.П.,
представителя ответчика МБДОУ «Трушниковский детский сад» ФИО3,
представителя Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО5,
при секретаре Дёминой Ю.Д.,
Гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Трушниковский детский сад» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности, к Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Трушниковский детский сад»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к МБДОУ «Трушниковский детский сад», Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности.
Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. Настоящая проверка проведена в МБДОУ «Трушниковский детский сад». В ходе проверки установлено, что в данном учреждении требования Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 года, не соблюдаются. Необходимость ее получения при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», п.1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 года; п.18 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12.09.2008 года. Обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. Согласно требованиям указанных норм закона, только с момента выдачи лицензии у дошкольного образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности. В нарушение данных требований муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Трушниковский детский сад» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии (серии №) истек ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные им ст. 43 Конституции РФ, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», нарушены. В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч.1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с п.п.1.1., 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538, Управление является отраслевым органом администрации Чернушинского муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области образования, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования. Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является учредителем МБДОУ «Трушниковский детский сад». В соответствии с п. 1.6 Устава МБДОУ «Павловский детский сад», п.п.1.8,3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538, Управление образовательными учреждениями района являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. В связи с этим обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на детский сад, но и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района. Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 ГПК РФ и направлено на защиту неопределенного круга лиц, так как в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов. В данном случае речь идет о нарушении прав детей, посещающих детский сад, детей, которые поступят в учреждение в будущем, до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих дошкольное учреждение. Кроме того, в этом случае затрагиваются интересы Российской Федерации, поскольку согласно п.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а при таких обстоятельствах единообразное применение федеральных законов не обеспечивается. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», просит обязать МБДОУ «Трушниковский детский сад» в срок до 01 октября 2012 года получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности, обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Трушниковский детский сад».
В судебном заседании прокурор Белев И.П. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал полностью, на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика МБДОУ «Трушниковский детский сад» ФИО3 с иском согласилась, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО5 с иском согласился, исковые требования признал в полном объеме.Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона « О прокуратуре» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.н.1-4 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 « Об образовании» Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
В соответствии с п. 105 ч.1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года лицензированию в обязательном порядке подлежит образовательная деятельность по образовательным программам.
Порядок лицензирования образовательной деятельности определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174.
Согласно п.4 указанного Положения не подлежит лицензированию только образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров), и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
Из обстоятельств, установленных по делу следует, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Трушниковский детский сад» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии ( серии №) истек ДД.ММ.ГГГГ. В то же время МБДОУ «Трушниковский детский сад» продолжает осуществлять образовательную деятельность.
Указанные обстоятельства представителем МБДОУ «Трушниковский детский сад» не оспариваются.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, суд считает, что иск прокурора о возложении обязанности на МБДОУ «Трушниковский детский сад» получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.п.1.1, 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 №538, Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является отраслевым ( функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования с учетом районных особенностей. Управление наделено права юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Чернушинского муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п.1.6 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» учредителем учреждения является управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района.
В соответствии с.п.п.1.8, 3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района 27.01.2012 №538, Управление является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений Чернушинского муниципального района. В целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет следующие функции и полномочия: организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для представления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. Управление в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, выполняет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений Чернушинского муниципального района, которые находятся в ведении Управления, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Чернушинского муниципального района в порядке, утверждаемым правовым актом главы муниципального района.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Трушниковский детский сад» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности.
Возложить на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Трушниковский детский сад».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья О.С.Лупенских