170Дело № 2-4191/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» октября 2013 г. г. Красноярск
ул. Вавилова, 43 «б»
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Горбова Б.В. при секретаре Измаденове А.И. с участием:
представителя истца (ответчика по встречному иску) Алёшкиной О.С. – Букаловой М.В. (доверенности от 13.05.2014 г. № 6-1338, от 17.07.2014 г., № 9-2198),
представителя ответчика (истца по встречному иску) Алёшкина А.С. – Горенских А.В. (доверенность от 04.12.2013 г.),
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Алешкина А.С. Сергеевны, действующей в интересах себя и малолетних детей к Алешкин А.С. Сергеевичу о признании права пользования квартирой, вселении; по встречному иску Алешкин А.С. Сергеевича о признании утратившей право пользования Алешкина А.С. Сергеевну, малолетних детей,
установил:
Алёшкина О.С., и Алёшкин А.С. обратились в суд к друг другу с вышеназванными требованиями.
В исковом заявлении Алёшкиной указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Алёшкина и Алёшкин состояли в браке, от которого имеют совместных малолетних детей - Алешкин С., <данные изъяты>, Алешкин Д., <данные изъяты>. До 2010 г. супруги проживали в квартире по <адрес>, принадлежащей Алёшкину. В 2010 г. супруги взяли ипотечный кредит, на который приобрели квартиру по <адрес>, оформили её в общую долевую собственность (по ? доли в праве на каждого из супругов). ДД.ММ.ГГГГ брак между супругам был расторгнут. На сегодняшний день Алёшкин находится в местах лишения свободы. Алёшкина и малолетние дети зарегистрированы в квартире на <адрес>, однако фактически проживают на <адрес>, в квартиру на <адрес>, несмотря на имеющуюся регистрацию попасть не могут, поскольку она сдаётся в арену. Учитывая, что Алёшкин не оплачивает ипотечный кредит, а Алёшкина находится в тяжёлом материальном положении Алёшкина со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ просит признать за собой и малолетними детьми право пользования квартирой по <адрес>, вселить себя и своих детей в данную квартиру (л.д. 3-4).
Во встречном исковом заявлении Алёшкина указано, что он является собственником квартиры по <адрес>. Брак с Алёшкиной расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Супруга в связи с прекращением семейных отношений утратила право пользования на квартиру. Кроме того, Алёшкина вместе с детьми проживает в квартире на <адрес>. Учитывая данные обстоятельства и принимая во внимании то, что малолетние дети фактически проживают с бывшей супругой, Алёшкин со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ просит признать Алёшкину и своих малолетних детей утратившими право пользования квартирой <адрес> (л.д. 69, 131-132).
Истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Алёшкина не присутствовала, уведомлена надлежащим образом, что следует из пояснений её представителя.
Представитель Алёшкиной – Букалова М.В. в судебном заседании требования поддержала, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении, во встречном иске просила отказать.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Алёшкин в судебном заседании не присутствовал, уведомлён надлежащим образом, что следует из имеющихся в деле расписок (л.д. 61, 114, 116) и пояснений его представителя.
Представитель Алёшкина - Горенских А.В. в судебном заседании требования Алёшкина поддержала, сославшись на доводы, указанные во встречном исковом заявлении, в требованиях Алёшкиной просила отказать.
Оценив доводы искового и встречного заявлений, выслушав представителей сторон, исследовав приложенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
Исходя из ч. 1, ч. 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В судебном заседании было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алёшкин и Алешкина состояли в браке, от которого имеют двоих малолетних детей - Алешкин С., <данные изъяты>, Алешкин Д., <данные изъяты>, (л.д. 5-7, 73).
До декабря 2010 г. супруги проживали в квартире по <адрес>, перешедшей в собственность Алёшкину в порядке наследования. В 2010 г. супруги, взяв ипотечный кредит, приобрели квартиру по <адрес>, оформили её в общую долевую собственность (по ? доли в праве на каждого из супругов).
Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются свидетельством о праве на наследство по завещанию, свидетельством о праве собственности, кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из ЕГРИП (л.д. 8-23, 62 74, 79).
На день рассмотрения дела Алёшкин отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы, бывшая супруга - Алёшкина проживает совместно с малолетними детьми по <адрес>, что не оспаривается сторонами и подтверждаются выпиской из приговора от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельством о расторжении брака, справкой от участкового (л.д. 42-43, 73, 90).
Поскольку квартира <адрес> перешла в собственность Алёшкина в порядке наследования, то она в соответствии с ч. 1 ст. 36 СК РФ не относится к совместно нажитому имуществу, а является собственностью Алёшкина.
Учитывая, что брак Алёшкиных расторгнут ДД.ММ.ГГГГ г., семейные отношения между супругами прекратились, Алёшкина как бывший член семьи собственника жилого помещения в силу положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не сохраняет за собой право пользования квартирой № в <адрес>.
В связи с чем, требование Алёшкина о признания бывшей супруги утратившей право пользования квартирой № в <адрес> обоснованно. Иск Алёшкина в указанной части подлежит удовлетворению. Соответственно в иске Алёшкиной о признании за ней право пользования квартирой, вселении следует отказать.
При этом суд не находит оснований для сохранения за Алёшкиной право пользования квартирой на определённый срок, поскольку Алёшкина имеет ? долю в праве собственности в квартире по <адрес> и проживает там с детьми. Равно по этому же нет оснований для возложения на Алёшкина обязанности обеспечить Алёшкину другим жилым помещением.
Решая вопрос об обоснованности требования Алёшкина в части признания утратившими право пользования несовершеннолетних (малолетних) детей - Алешкин С., Алешкин Д., суд принимает во внимание следующее.
Оба малолетних ребёнка зарегистрированы в <адрес>, однако фактически проживают совместно с матерью (Алёшкиной) на <адрес> (л.д. 52, 90).
В соответствии с п. 14 Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» в силу положений СК РФ об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил ч. 4 ст. 31 ЖК РФ.
По смыслу ст.ст. 31, 71 ЖК РФ несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательства которого является регистрация ребёнка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребёнком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребёнка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано приобретшим право пользования жилым помещением.
Само по себе проживание малолетних детей Алёшкина в другом жилом помещении, не являющемся местом жительства, которое определено им соглашением родителей, не может служить основанием для признания их утратившими права пользования тем жилым помещением, собственником которого является их отец – Алёшкин, признавший детей членами семьи.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Алёшкина о признании малолетних Алешкин Д. и Алешкин С. утратившими право пользования квартирой № в <адрес> следует отказать. Соответственно иск Алёшкиной к Алёшкину о признании за детьми права пользования квартирой подлежит удовлетворению.
Вместе с тем в удовлетворении требования Алёшкиной о вселении детей в указанное жилое помещение следует отказать по следующим основаниям.
Исходя из ч. 2 ст. 20 ГК РФ малолетние дети обязаны проживать совместно со своими родителями.
Мать детей (Алёшкина) утратила право пользование спорной квартирой, отец (Алёшкин) отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы. При таких обстоятельствах дети хоть и сохраняют право пользование спорным жилым помещением, но их вселение в квартиру отдельно от родителей может отразиться неблагоприятно на воспитании и защите их прав.
Родители несовершеннолетних, в силу требований норм СК РФ, призваны осуществлять функции воспитания, заботиться о их содержании, об обеспечении уходом и лечением, защищать права и интересы. Они обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, духовном и нравственном воспитании. А это, по мнению суда, возможно только в результате их тесного общения, контакта и совместного проживания.
Кроме того, под вселением детей в жилое помещение понимается не временное кратковременное пребывание, а постоянное проживание, что подразумевает под собой наличие спального места, личных вещей, покупку продуктов, стирку белья, ежедневное приготовление пищи, уборку квартиры, о чём дети 7 и 10 лет имеют лишь отдаленное представление в силу возраста и жизненного опыта. Вселение законного представителя (Алёшкиной) на площадь несовершеннолетних детей, даже для оказания помощи в бытовых вопросах, осуществление родительского контроля и безопасности детей, невозможно, поскольку Алёшкина утратила право пользования квартирой, проживает в другом жилом помещении по ул. <адрес>57. При этом в силу ст. 56 СК РФ местом жительства детей при раздельном проживании родителей является место жительства одного из родителей. В данном случае никто из родителей детей в <адрес> не проживает.
Дети Алёшкиных достигнув совершеннолетия, смогут реализовать своё право на проживание с одним из своих родителей (либо в <адрес> либо в <адрес>).
Не имеет юридического значения довод Алёшкиной о том, что квартира, в которой она на сегодняшний день проживает с детьми, находится в ипотеке и банк в случае наличия задолженности по кредиту может лишить их жилого помещения, обратив на него взыскание.
Действующее законодательство не предусматривает признания права пользования бывшей супругой жилым помещением, находящимся в собственности у бывшего супруга, по причине проживания этой супруги в квартире, приобретённой за счёт кредитных средств. Кроме того, в судебном заседании не представлено доказательств того, что банк обратил или собирается обратить взыскание на квартиру <адрес>. Напротив, согласно сведениям, представленным банком, какой либо задолженности по оплате ипотечного кредита Алёшкина не имеет (л.д. 120-125).
Доводы представителя Алёшкина – Горенских о том, что детей следует признать утратившими право пользования, поскольку они должны жить с матерью (Алёшкиной), не принимаются по причинам, изложенным в мотивировочной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Алешкина А.С. удовлетворить частично.
Признать за Алешкин С., <данные изъяты>, Алешкин Д., <данные изъяты> право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Исковые требования Алешкин А.С. удовлетворить частично.
Признать Алешкина А.С., <данные изъяты> утратившей право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд. Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ ГОРБОВ Б.В.