Дело № 2-68/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.П. Евпловой,
истца В.А. Роговой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роговой В.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Рогова В.А. обратилась в суд иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения. В обоснование требования указано, что Рогова В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Истец Рогова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из письменных возражений, представленных суду, следует, что с исковыми требованиями Роговой В.А. администрация не согласна. На учете в администрации района состоят 182 гражданина из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке Рогова В.А. состоит под номером 163. Кроме того, на исполнении находится 16 судебных решения, обязывающих администрацию района обеспечить детей - сирот жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в настоящее время проводится в порядке очередности, исходя из даты вынесения судами соответствующих решений, а не по дате включения их в список. Внеочередное предоставление жилых помещений детям – сиротам свидетельствует о том, что они злоупотребляют своим правом на получение жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения в порядке исполнения решения суда нарушает права иных граждан из числа детей – сирот, нуждающихся в жилых помещениях и включенных в списки граждан, подлежащих обеспечению жильем.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Рогова В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки отдела опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что родители Роговой В.А. – мать ФИО4 решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Рогова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми в Едином государственном реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Роговой В.А. на объекты недвижимого имущества (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №).
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статье 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом в статье 1 Федерального Закона № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений пункта 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Довод ответчика, что предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в настоящее время проводится в порядке очередности исходя из даты вынесения судами соответствующих решений, а не по дате их включения в список, что нарушает права тех граждан, которые стоят в списках с 2011 года злоупотребление правом), не может быть принят во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из требований стороны истца, не содержатся основания для признания их действий как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Иное толкование данного обстоятельства приведет к нарушению прав истца на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства и поставит исполнение закона в зависимость от исполнения обязательств ответчиком.
Кроме того, ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца, поскольку право Роговой В.А. на получение жилого помещения по настоящее время не реализовано.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Роговой В.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Роговой В.А. на территории Усть-Куломского района пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 22 февраля 2019 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца