РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 февраля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 370/2023 по административному иску Учуваткина Владимира Александровича к военному комиссариату Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, призывной комиссии Ленинского внутригородского района г. Самары, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии, признании незаконной повестки для отправки к месту прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Учуваткин В.А. обратился в суд 09.11.2022 г. с вышеуказанным административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары, он признан «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. 02.11.2022 г. военным комиссариатом Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары ему была вручена повестка серия СЛ № 632200132, согласно которой он обязан явиться 24.11.2022 г. для отправки к месту прохождения военной службы. Считает указанное решение призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары незаконным поскольку, в настоящее время Учуваткин В.А. является студентом и обучается на 2 курсе в ФГБОУ ВО «СамГМУ Минздрава России» по очной форме обучения, окончание обучения – 31.08.2027 г., что подтверждается справкой № 1319 от 09.09.2022 г. Указанная справка была предоставлена призывной комиссии, в связи с чем он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу. Кроме того, решение призывной комиссии было принято без учета состояния здоровья Учуваткина В.А. и наличия у него заболеваний, подтвержденных медицинскими документами. Так, согласно заключению КГБУЗ «Норильская МДБ» № 596 от 22.10.2018г. у Учуваткина В.А. установлены ***, а согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № 15537 ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова», 21.07.2022 г. истец перенес *** Указанные документы также были представлены призывной комиссии. В нарушение п 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, призывная комиссия не направила Учуваткина В.А. на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, не была назначена явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным решение призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары (протокол № 1 от 02.11.2022 г.) о признании Учуваткина В.А. «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве его на военную службу; признать незаконной повестку военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары серия СЛ № 632200132, согласно которой Учуваткин В.А. обязан явиться 24.11.2022 г. для отправки к месту прохождения военной службы.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат по Самарской области.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании административный истец Учуваткин В.А., его представитель Спиридонов Д.Г. требования административного иска поддержали в полном объеме по основаниям, в нем изложенным, просили удовлетворить.
Представитель административного соответчика военного комиссариата Самарской области - Халимоненко К.Н. требования административного иска не признал по основаниям, изложеным в письменном отзыве на иск, просил в иске отказать.
Представители административных ответчиков военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, призывной комиссии Ленинского внутригородского района г. Самары в судебное заседание не явились, извещались о дате судебного заседания надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В судебном заседании 09.01.2023 г. был допрошен в качестве специалиста Седунов И.Д., который пояснил, что административный истец ему не знаком, неприязненных отношений нет. Работает хирургом в ГБУЗ СО СГБ № 4. Седунов И.Д. осуществлял свою работу в соответствии со списком врачей, привлекаемых к работе в составе постоянно действующей ВВК от 17.02.2022 г. военного комиссара Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара Самарской области. Он изучил документы, которые были ему предоставлены при составлении карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, оценил их, сравнил с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" и выставил в соответствии со статьей указанного Постановления категорию годности к военной службе. Ему было предоставлено на рассмотрение: протокол операции, компьютерная томография, УЗИ-исследование коленных суставов № 596 отделения лучевой диагностики КГБУЗ «Норильская МДБ», заключение хирурга № 295 от 27.12.2019 г. краевой ГБУЗ «Норильская межрайонная детская больница», справки, протокол исследования, рентген поясничного отдела, осмотр хирурга-ортопеда, протокол УЗИ, выписка от 22.07.2022 г. из ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова. Он не помнит, осматривал ли он административного истца лично, поскольку призывников проходит много.
В судебном заседании 09.01.2023 г. была допрошена в качестве специалиста Абушаева А.А., которая пояснила, что административный истец ей не знаком, неприязненных отношений нет. Работает терапевтом в ГБУЗ СО СГБ № 4. Абушаева А.А. осуществляла свою работу в соответствии со списком врачей, привлекаемых к работе в составе постоянно действующей ВВК от 17.02.2022 г. военного комиссара Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара Самарской области. С решением хирурга Седунова И.Д. она согласна полностью, поскольку ознакомилась со всеми представленными ей медицинскими документами при составлении карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В заключении имеется ее подпись. Она не помнит, осматривала ли она административного истца лично, поскольку призывников проходит много.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, материалами дела подтверждено следующее.
Согласно учетной карте призывника Учуваткина В.А. усматривается, что 30.01.2019 г. административный истец принят на первоначальный воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет военного комиссариата г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, где ему была определена категория годности Б-3. 15.01.2021 г. Учуваткин В.А. снят с учета военного комиссариата г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. С 16.10.2020 г. призывник Учуваткин В.А., дата года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Ленинского района г. Самары.
Согласно выписке из приказа «СамГМУ Минздрава России» № 213-у от 31.08.2020 г. Учуваткин В.А. зачислен на первый курс Самарского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело».
Согласно материалам дела, решением призывной комиссии от 08.04.2021 г. Учуваткину В.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до 2026 года (результаты освидетельствования призывника за 2021 г., раздел V).
Согласно выписке из приказа «СамГМУ Минздрава России» № 64-у от 18.02.2022 г. Учуваткин В.А., обучающийся на 2 курсе, отчислен из университета как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с 15.02.2022 г.
Согласно материалам дела, 09.08.2022 г. Учуваткин В.А. обратился с заявлением в ФГБОУ ВО «СамГМУ Минздрава России» о восстановлении на 2 курсе по специальности «Лечебное дело».
Согласно выписке из приказа «СамГМУ Минздрава России» № 357-у от 31.08.2020 г. Учуваткин В.А. восстановлен в число студентов с 01.09.2022 г., зачислен в группу с последующей ликвидацией академической задолженности в связи с расхождением учебного плана в срок до 31.05.2023 г.
Согласно ответу ФГБОУ ВО «СамГМУ Минздрава России» от 17.01.2023 г. № 1230/40-23-161 Учуваткин Владимир Александрович, дата г.р., является студентом 2 курса Института клинической медицины Самарского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело», в число студентов 1 курса зачислен приказом № 213-у от 31.08.2020 г., дата начала обучения – 01.09.2020 г., отчислен из числа обучающихся приказом № 64-у от 18.02.2022 года с формулировкой, как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана; восстановлен в число студентов 2 курса Института клинической медицины приказом № 357-у от 31.08.2022 г.; предполагаемый срок окончания обучения – 31.08.2027 г., форма обучения очная.
22.10.2018 г. Учуваткин В.А. прошел обследование в КГБУЗ «Норильская МДБ», выдано заключение № 596 согласно которому административному истцу установлены ***
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № 15537 ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова», административному истцу установлен диагноз: ***
Решением призывной комиссии Ленинского внутригородского района городского округа Самара (протокол № 1 от 02.11.2022 г.) Учуваткин Владимир Александрович, дата года рождения, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), с диагнозом ***, призван на военную службу, административный истец получил повестку с обязанием явиться 24.11.2022 г. в военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары для отправки к месту прохождения военной службы.
Согласно заключению карты медицинского освидетельствования от 02.11.2022 г. по результатам освидетельствования Учуваткину В.А. установлено наличие заболеваний соответствующих статье 45 «г»; 66 «г»; 65 «г» о чем указано в итоговом заключении, при этом категория годности установлена "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, аналогичные сведения отражены в решении призывной комиссии (при первоначальном воинском учете - 30.01.2019 г., а также 08.04.2021 г. в итоговом заключении, категория годности установлена «Б-3»)
Статьей 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
На основании частей 4 и 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование и следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" (далее по тексту - ФЗ "О воинской обязанности и военной службы") освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы").
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением является с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан.
В силу п. 1 ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно абз. 8 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
В соответствии с абз. 10 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Согласно абз. 14, абз. 15, абз. 16 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
- получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
- восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы").
На основании п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункта 1 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 3 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Положение).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению № 1.
Категория годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу определяется в соответствии с графой I Расписания болезней (Приложение № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе - «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации»)
Положением статьи 45 «г» Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Расписание болезней) предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: врожденные аномалии развития и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов при наличии объективных данных без нарушения кровообращения и функций с присвоением категории "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Положением статьи 66 "г" Расписания болезней предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: болезни позвоночника и их последствия: фиксированный сколиоз II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций с присвоением категории "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Положением статьи 65 "г" Расписания болезней предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций с присвоением категории "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно пункту 20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
На основании пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Положение о призыве на военную службу) при наличии оснований, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения о призыве на военную службу).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требованиях, поскольку решение призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары, (протокол № 1 от 02.11.2022 г.) о признании Учуваткина В.А. «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве его на военную службу принято административным ответчиком в пределах полномочий с соблюдением действующего законодательства, является законным и обоснованным в виду следующего. Отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена Учуваткину В.А. на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на период обучения в «СамГМУ Минздрава России» сроком до 2026 г. (на период получения высшего образования), однако, приказом «СамГМУ Минздрава России» от 18.02.2022 г административный истец отчислен из университета как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с 15.02.2022 г. Поскольку отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз (абзац 10 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и отсутствуют основания для предоставления ему повторной отсрочки от призыва (т.к. административный истец восстановился в образовательном учреждении после отчисления по инициативе образовательной организации – абз. 16 п.п. «а» п. 2 ст. 24 "О воинской обязанности и военной службе") соответственно у административного ответчика отсутствуют основания для предоставления ему повторной отсрочки от призыва на период обучения в «СамГМУ Минздрава России», кроме того срок обучения после восстановления в образовательном учреждении в соответствии с приказом «СамГМУ Минздрава России» № 357-у от 31.08.2020 г. увеличился на 1 год (до 2027 г.), что также является основанием для отказа в предоставлении отсрочки.
Таким образом, довод административного истца о том, что он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу отклоняется судом на основании вышеуказанного.
Довод административного истца о том, что решение призывной комиссии было принято без учета состояния здоровья Учуваткина В.А. и наличия у него заболеваний, подтвержденных медицинскими документами отклоняется судом, поскольку медицинские документы о состоянии здоровья административного истца существовавшие на день медицинского освидетельствования (02.11.2022 г.) были приняты врачебной комиссией во внимание и оценены, как при постановке диагноза, так и при определении категории годности, кроме того, представленные в материалы дела медицинские документы не подтверждают наличие у административного истца заболеваний в такой степени выраженности, которая позволяет установить призывнику иную категорию годности.
Довод административного истца о том, что в нарушение п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан призывная комиссия не направила Учуваткина В.А. на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, не была назначена явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, отклоняется судом, поскольку медицинские документы и данные медицинского освидетельствования административного истца позволили медицинской комиссии дать заключение о категории годности: Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а следовательно, не имелось оснований, указанных в пункте 4 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизы, для его направления на амбулаторное или стационарное обследование.
Вышеуказанные обстоятельства, в опровержения доводов административного истца, согласуются с пояснениями специалистов Седунова И.Д., Абушаевой А.А., опрошенных в судебном заседании. У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правдивости их пояснений.
Требование административного истца о признании незаконной повестки военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары серия СЛ №... также не подлежит удовлетворению, поскольку действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Таким образом, административный ответчик осуществляя вызов по повестке административного истца действовал в рамках закона не нарушая прав и законных интересов административного истца.
Поскольку категория годности к военной службе административному истцу была установлена, оснований для освобождения его от несения срочной службы не имелось, то призывная комиссия правомерно приняла решение о призыве истца на военную службу.
Таким образом, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Учуваткина Владимира Александровича - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2023г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна
Судья -
Секретарь -