РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 г. г. Самара
Советский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Туляковой О.А.
при секретаре Стародубовой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению САО «ВСК» к судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов Советского района г. Самара ФИО3, судебному приставу исполнителю ОСП Советского района г. Самара ФИО7, Отделу судебных приставов Советского района г. Самара, начальнику ОСП Советского района г.Самары, УФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя
УСТАНОВИЛ:
Страховое акционерное общество «ВСК» обратилось с административным исковым заявлением в суд, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного судебным участком № Советского судебного района г. Самары в отношении должника ФИО6
Вопреки требованиям ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на момент подачи иска требования исполнительного документа не исполнены. Денежные средства не взысканы и не поступили в САО «ВСК» в полном объеме. Судебный пристав исполнитель не произвел всех действий предусмотренных ст.ст.36 и 64 Закона. Судебный пристав имел возможность совершить в процессе исполнительного производства целый перечень действий и применить меры принудительного исполнения, однако ограничился направлением отдельных запросов. В настоящее время судебный пристав-исполнитель продолжает бездействовать.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие судебного пристава ОСП Советского района г. Самара УФССП по Самарской области ФИО3 по исполнению требований, указанных в ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ; обязать судебного пристава исполнителя ОСП Советского района г. Самара УФССП по Самарской области ФИО3 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: совершить предусмотренные законом действия и принять меры принудительного исполнения; в случае окончания исполнительного производства – направить в адрес заявителя документы об окончании исполнительного производства и акт о невозможности взыскания, подлинник исполнительного документа.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался надлежащим образом. В исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, суду предоставила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административные исковые требования являются необоснованными.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков – Отдела судебных приставов-исполнителей Советского района г. Самара, начальник ОСП Советского района г.Самары в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, суду предоставлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым просили рассмотреть административное дело в отсутствии представителя Управления, в удовлетворении административного искового заявления просили отказать.
Заинтересованное лицо – ФИО6 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Предъявление административного иска об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст.64 Федерального закона № – ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что мировым судом судебного участка № Советского судебного района г. Самара был выдан исполнительный лист: серия № по рассмотренному гражданскому делу №.
На основании исполнительного листа, поступившего в отдел судебных приставов-исполнителей Советского района г. Самара ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ФИО6, что подтверждается Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных суду материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проводится работа по направлению соответствующих запросов, необходимых для осуществления взыскания. Получены ответы, как из кредитных организаций, так и регистрирующих органов.
Согласно ответам, полученным из банков: <данные изъяты> на имя должника открыты расчетные счета, на основании чего, судебным приставом вынесены Постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ, четыре Постановления от №, адресованные в указанные банки.
Согласно ответу из МРЭО за должником зарегистрировано автотранспортное средство, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства.
Также из отзыва ОСП Советского района г. Самара следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в ЗАГС, ДД.ММ.ГГГГ запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области. Также обновлены запросы в ПФР на получении сведений о заработной плате и иных выплатах, в ФНС о расчетных счетах, в банки о новых расчетных счетах.
Из ответа Управления Росреестра по Самарской области за должником не зарегистрировано недвижимое имущество.
С целью проверки имущественного положения должника в жилом помещении, занимаемом должником, судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по указанному в исполнительном документе и установленному адресу регистрации должника: ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным актом совершения исполнительных действий, согласно которым должника дома не было, составить акт описи имущества не представилось возможным.
Обращение взыскания на иное имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, в рамках рассматриваемого исполнительного производства произвести в спорный период не представлялось возможным, в связи с отсутствием у должника соответствующего имущества.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что судебным приставом-исполнителем регулярно и в необходимом объеме принимаются надлежащие меры, направленные на принудительное исполнение требований судебного акта.
Поскольку достоверно установлено, что судебным приставом-исполнителем при исполнении своих обязанностей не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства и бездействия, требование административного истца удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░7, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2020 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░