Дело № 2-1016/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2014 года пгт. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва, в составе председательствующего Лопсан В.К., при секретаре Монгуш Н. М.,
с участием представителя истца Ооржак А. Х. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва к Таржаа А.О. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва обратилось в суд с иском к Таржаа А.О. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указав в обоснование то, что Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ (далее Закон № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно указанному Закону, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает в частности у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Реализация права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ осуществляется путем получения лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и дальнейшее использование средств в порядке, предусмотренном Законом № 256-ФЗ. В целях получения Сертификата в Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва (далее Управление) ДД.ММ.ГГГГ с заявлением установленной формы обратилась гражданка Таржаа А.О. (далее Ответчик) ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> Указав, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло, в связи с рождением второго ребенка. В качестве документов, подтверждающих право на дополнительные меры государственной поддержки ответчиком были представлены следующие документы: Свидетельство о рождении серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Таржаа А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью ребенка указана Таржаа А.О.. Свидетельство о рождении серии 1-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Таржаа А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р. матерью ребенка указана Таржаа А.О.. А так же копия паспорта, и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. По представленным документам начальником Управления ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об удовлетворении заявления Таржаа А.О. о выдаче Сертификата. ДД.ММ.ГГГГ Ответчику был выдан государственный сертификат, установленного образца серии МК-3 № 1554052.
В целях проверки представленных ответчиком сведений ДД.ММ.ГГГГ года, был направлен запрос, на предмет лишения родительских прав Таржаа А.О. по отношению к ее детям. На основании поступившего ответа, установлено, что ответчик лишена родительских прав Кызылским районным судом ДД.ММ.ГГГГ в отношении Таржаа А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Частью 2 статьи 3 Закона № 256-ФЗ определено, что - при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Частью 8 статьи 5 Закона № 256-ФЗ определено, что лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах. Таким образом, по имеющимся документам установлены следующие обстоятельства. На момент обращения с заявлением о выдаче Сертификата ДД.ММ.ГГГГ Таржаа А.О. была лишена родительских прав в отношении Таржаа А.О. с 2009 года. В свою очередь, в заявлении о выдаче Сертификата ответчик подтверждает, что родительских прав в отношении детей не лишалась. В связи с чем включение в очередность рождения детей, дающих право на дополнительные меры государственной поддержки Таржаа А.О. противоречит, смыслу и нормам установленным Законом № 256-ФЗ., а также требованиям Семейного кодекса Российской Федерации. Таким образом, предоставление недостоверных сведений о лишении родительских прав со стороны ответчика, прямым образом, влияет на право получения государственного сертификата и возникновения права на меры государственной поддержки семей имеющих детей. Поскольку на момент принятия решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и принятия решения о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала УПФР в Кызылском районе, истец не располагало необходимыми сведениями о лишении родительских прав, по представленным документам была произведена выдача сертификата. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а так же намеренное введение сотрудников территориального органа ПФР в заблуждение со стороны ответчика, преследовало своей целью получение Сертификата. В связи с чем, государственный сертификат на материнский (семейный) серии № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Таржаа А.О. считается выданным с нарушением норм действующего законодательства. Просит признать Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ выданный Таржаа А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженки <адрес>, недействительным.
В судебном заседании представитель истца - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва Ооржак А. Х. действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик Таржаа А.О. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, возражений на исковые требования не представила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, граждан Российской Федерации, независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Из копий свидетельств о рождении следует, что ответчик является матерью несовершеннолетних детей: Таржаа А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Таржаа А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 5 вышеназванного закона лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Из заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Таржаа А.О. просила выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Таржаа А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Государственный сертификат на материнский сертификат ранее не выдавался.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Таржаа А.О. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №
В соответствии ст. 3 ч. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ право женщин, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно решению Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Таржаа А.О. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Таржаа А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данное решение суда вступило в законную силу и в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отмене в последующем данного решения.
Ответчик на судебное заседание не явилась, и не представила доказательств обратного.
Далее, в судебном заседании установлено, что ответчик не обращалась с заявлением в соответствующие органы о восстановлении своих родительских прав.
Оценив все доказательства их в совокупности, суд приходит к выводу, что в связи с лишением родительских прав Таржаа А.О. в отношении несовершеннолетнего Таржаа А.О. в 2009 году по решению суда, у ответчика не возникало право на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, и в связи с отсутствием информации об этом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва выдало ответчику указанный сертификат на основании ее письменного заявления, с нарушением порядка и основания выдачи такого сертификата, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Таким образом, в судебном заседании истец доказал о том, что на момент выдачи государственного сертификата у ответчика отсутствовало право его получения, а у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва отсутствовали правовые основания для его выдачи, то государственный сертификат на имя ответчика Таржаа А.О. является недействительным.
В связи с тем, что в законодательстве не предусмотрено самостоятельное право Управлении пенсионного фонда РФ на прекращение прав на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва к Таржаа А.О. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, удовлетворить.
Признать государственный сертификат на материнский (семейный) каптал установленного образца серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Таржаа А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недействительным.
Взыскать с Таржаа А.О. государственную пошлину в размере <данные изъяты> в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение месяца со дня со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2014 года.
Председательствующий: Лопсан В.К.