Дело № 2-348/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 20 апреля 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием истца Щетько Л.М.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) Ивановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щетько Л.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению указанной пенсии,
установил:
Истец обратилась в суд с названным иском, указав, что 09.02.2016 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Решением ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) №6 от 20.02.2016 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Считает отказ незаконным, ответчик не включил в специальный стаж, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, стаж работы должен был исчисляться в льготном порядке 01 год за 01 год 03 мес. Просит признать решение незаконным, обязать ответчика включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.01.2006 по 06.02.2007, с 07.05.2007 по 21.06.2007 и с 22.11.2010 по 24.11.2010 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 09.02.2016.
В судебном заседании истец поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что после получения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, при проверке документов, выявила ошибку в справке, выданной работодателем, поскольку в период с 10.01.2006 по 06.02.2007 осуществляла работу. 10.01.2006 она прибыла на курсы повышения квалификации в г. Петрозаводск, однако, в связи с тем, что её не верно направили, она возвратилась по месту своей работы. В настоящее время работодателем представлена другая справка, из которой следует, что в указанный период она осуществляла лечебную деятельность. Считает, что на момент обращения, с учётом спорных периодов, стаж работы в сельской местности составляет 25 лет.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) Иванова К.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в возражениях, и пояснила, что согласно Правилам, курсы повышения квалификации не включаются в специальный стаж, на момент обращения истца стаж работы составил 27 лет 06 месяцев 02 дня, что менее требуемых по закону 30 лет. При условии включения спорных периодов, стаж работы истца в сельской местности составляет менее 25 лет, при это отсутствуют основания для исчисления периода работы в сельской местности в льготном порядке согласно Правилам.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. ст. 166, 167 Трудового кодекса РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В судебном заседании установлено, что истец Щетько Л.М. с 01.08.1991 по 30.09.2013 осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, работая в должностях: медицинской сестры филиала терапевтического отделения в п. Чёрный Порог, медицинской сестры палатной в Чернопорожской участковой больнице, заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. Олений ГБУЗ РК «Сегежская центральная районная больница».
09.02.2016 истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) от 20.02.2016 №6 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным специальным стажем работы, составившим 27 лет 06 месяцев 02 дня, при требуемых по закону 30 лет.
Ответчик не включил истцу в стаж работы по специальности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.01.2006 по 06.02.2007, с 07.05.2007 по 21.06.2007 и с 22.11.2010 по 24.11.2010.
Как следует из справки от 11.04.2016 №35, уточняющей занятость в соответствующих должностях, которые учитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, предоставленной ГБУЗ РК «Сегежская центральная районная больница», истец в период с 10.01.2006 по 06.02.2007 выполняла работу в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. Олений ГБУЗ РК «Сегежская центральная районная больница».
Из пояснений истца Щетько Л.М. следует, что в справке от 30.05.2014 №4204 работодателем была допущена ошибка, а именно вышеуказанный период был включён как период нахождения её на курсах повышения квалификации.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счёта застрахованного лица, из которой следует, что в указанный период истец осуществляла работу в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. Олений ГБУЗ РК «Сегежская центральная районная больница».
Кроме этого ответчик не включил истцу в стаж работы по специальности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Как следует из материалов дела, истец, работая в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. Олений, на основании приказа №96/к от 07.05.2007 и приказа №55/к от 16.11.2010 направлялась на курсы повышения квалификации с 07.05.2007 по 21.06.2007 и с 22.11.2010 по 24.11.2010.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой ГБУЗ РК «Сегежская центральная районная больница» от 11.04.2016 №3518, удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации, выпиской из лицевого счёта застрахованного лица.
Учитывая, что на период учебы за Щетько Л.М. сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что подтверждается данными индивидуального лицевого счета застрахованного лица, вышеуказанные периоды подлежат зачету в специальный стаж работы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно п.п. «а» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что период работы истца с 01.08.1991 по 01.11.1999 в сельской местности подлежит учёту в льготном порядке, и составляет 10 лет 08 месяцев 07 дней.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учётом включения спорных периодов с 10.01.2006 по 06.02.2007, с 07.05.2007 по 21.06.2007 и с 22.11.2010 по 24.11.2010 в специальный стаж, стаж работы Щетько Л.М., связанный с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности на 09 февраля 2016 года составил в льготном исчислении 25 лет 01 месяц 15 дней, что более 25 лет требуемых по закону. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика.
При изложенных обстоятельствах требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия от 20 февраля 2015 года №6 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) включить Щетько Л.М. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации: с 10.01.2006 по 06.02.2007; с 07.05.2007 по 21.06.2007; с 22.11.2010 по 24.11.2010, назначив Щетько Л.М. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 09 февраля 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в пользу Щетько Л.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2016 года.