Дело № 2-1334/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2013 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Романовской Н.В.
При секретаре Олешко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С. В., Семеновой О. М., Семеновой А. С. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Семенов С.В., Семенова О.М., Семенова А.С. обратились в суд с иском к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании за ними права общей долевой собственности на жилое помещение в виде квартиры <адрес>, в порядке приватизации. В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что в соответствии с ордером № от /дата/ ФИО1 была предоставлена квартира <адрес> на состав семьи, состоящей из <данные изъяты> человек, в том числе ФИО2, ФИО3 и Семенову (Григорьеву) О.М.. Истцы вселились в квартиру и проживают в ней до настоящего времени. Желая приватизировать квартиру, истцы обратились в ЮЛ3 с заявлением, однако в приватизации им было отказано по тем основаниям, что отчество отца в ордере указано неверно вместо «<данные изъяты>» указано «<данные изъяты>», а кроме того указан строительный адрес жилого помещения, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании истец Семенова О.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Истцы Семенов С.В., Семенова А.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ЮЛ1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки ссуду не сообщил.
Представитель ответчика ЮЛ2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, приходит к следующему:
Судебным разбирательством установлено, что /дата/ ЮЛ4 ФИО1 выдан ордер на право вселения в квартиру <адрес> на состав семьи, состоящий из <данные изъяты> человек, в том числе: ФИО2 – жена, ФИО3 – дочь, Григорьева О.М. – дочь. При этом на ордере имеется исправление адреса на <адрес> (л.д.8).
ФИО1 был зарегистрирован в квартире <адрес> с /дата/ (л.д.14), умер /дата/ (л.д.15).
Семенова О. М. является дочерью ФИО1 (л.д.17), в связи с регистрацией брака /дата/ с Семеновым С. В. ей была присвоена фамилия Семенова (л.д.18).
В настоящее время в квартире <адрес> зарегистрированы: с /дата/ Семенов С. В., с /дата/ Семенова О. М., с /дата/ Семенова А. С. (л.д.14).
Согласно справки ЮЛ3 № от /дата/, квартира № по адресу: <адрес> включена в реестр муниципального имущества ЮЛ4. Основание: постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 (л.д.28).
Из справок ЮЛ3 следует, что истцы не использовали право на приватизацию на территории <адрес> (л.д.19-21).
Сведения о зарегистрированных правах на квартиру <адрес> отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ (л.д.27).
/дата/ Семеновой О.М. ЮЛ3 отказано в приватизации жилого помещения – <адрес> (л.д.22).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ч.1). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законом (ч.2).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
С учетом принципов, предусмотренных ст.ст. 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека (принятой резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948г.) закрепляет, что жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966г.
Необходимость уважения жилища человека констатировано в ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом требования международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплены следующие основные положения:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.ст. 35 и 40 Конституции РФ право на жилище – гарантированная законом возможность приобретения гражданином жилища по тем или иным основаниям и стабильного пользования им в условиях свободы выбора места жительства и цивилизованной среды обитания при обеспечении государством гарантии неприкосновенности жилища и недопущения произвольного его лишения, а также устанавливающих, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Поскольку судом установлено, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, не использовали свое право на приватизацию, в настоящее время нарушено конституционное право истцов на получение жилья в собственность в порядке приватизации и в нарушение требований ст. 10 ГК РФ создана угроза лишения истцов жилища, суд считает, что данное нарушенное право в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ подлежит восстановлению путем признания за ними права общей долевой собственности на спорную квартиру.
Также суд учитывает тот факт, что никем право истцов на данное жилое помещение не оспаривается, требований об их выселении никем не заявлено, в связи с чем суд, на основании ст.ст. 218 и 223 ГК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «Положения о приватизации жилищного фонда в Новосибирской области», считает возможным признать за истцами право общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение – квартиру <адрес> в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Иск Семенова С. В., Семеновой О. М., Семеновой А. С. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Семеновым С. В., Семеновой О. М., Семеновой А. С. право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле за каждым на жилое помещение – квартиру № общей площадью 43,2 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., в доме <адрес> в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым на жилое помещение – квартиру № общей площадью 43,2 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., в доме № <адрес> за Семеновым С. В., Семеновой О. М., Семеновой А. С..
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья