Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 декабря 2023 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Калгина В.И.,
при помощнике судьи Васильеве О.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Жигулевска Орлова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1969/2023 по административному иску прокурора г.Жигулевска, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Жигулевск, о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, требуя признать незаконным бездействие администрации г.о.Жигулевск, выразившееся в не устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения, а именно установки дорожной горизонтальной разметки на проезде Отважный от улицы Морквашинской до улицы Никитинской г.Жигулевска, в соответствие с п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатации состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Также прокурор г. Жигулевска просит устранить данные нарушения в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование административного иска указано, что администрация г.о.Жигулевск обязана осуществлять содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Отделением ГИБДД О МВД России по г.Жигулевску на основании возложенных на полицию обязанностей в результате контрольно-надзорных функций было установлено, что на проезде Отважный от улицы Морквашинской до улицы Никитинской г.Жигулевска отсутствует дорожная горизонтальная разметка 1.1, 1.6, 1.5.
Указанные факты являются нарушением требований п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Неисполнение администрацией г.о.Жигулевск своих обязанностей по организации сохранности автомобильных дорог на территории города нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Представитель административного истца – прокуратуры г. Жигулевска – помощник прокурора г.Жигулевск Орлов А.С. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации г.о.Жигулевск в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором требования иска не признал.
Представители заинтересованных лиц – О МВД России по г.Жигулевска, начальник отдела транспорта и автодорог Гранков С.А. не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьей 2 Устава муниципального образования городского округа Жигулевск, принятого решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 30 августа 2018 г. № 369 (далее - Устав), городской округ является муниципальным образованием, представляющим собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
Пунктом 6 статьи 6 Устава г.о.Жигулевск закреплено, что к вопросам местного значения в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 21 июня 2010 г. № 1318 утверждены Положения об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Жигулевск.
Пунктом 3.1 вышеозначенных Положений предусмотрено, что администрация городского округа Жигулевск:
принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог местного значения и осуществлением дорожной деятельности на территории городского округа Жигулевск;
осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и дорожных сооружений в границах городского округа Жигулевск;
принимает решения по вопросам обустройства и совершенствования сети автомобильных дорог местного значения на территории городского округа Жигулевск;
разрабатывает основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Жигулевск;
размещает заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, планирует бюджетные ассигнования в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Финансовым управлением администрации городского округа Жигулевск по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и дорожных сооружений на территории городского округа Жигулевск;
принимает долгосрочные целевые программы по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа Жигулевск;
разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа Жигулевск;
осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Жигулевск;
выдает разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения, которые планируется осуществлять в границах городского округа Жигулевск.
Пунктом 4.9 названного Положения, контроль по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и дорожных сооружений в границах г.о.Жигулевск осуществляет администрация г.о.Жигулевск.
В связи с приведенными правовыми нормами, на администрацию г.о.Жигулевск возложена обязанность по осуществлению содержания автодорог общего пользования местного значения.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
В соответствии с пунктом 6.3.1 вышеозначенного ГОСТ дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
05 октября 2023 г. отделением ГИБДД О МВД России по г.Жигулевску проведена проверка за качеством содержания уличной дорожной сети, в ходе которой выявлено, что на проезде Отважный от улицы Морквашинской до улицы Никитинской г.Жигулевска отсутствует дорожная горизонтальная разметка 1.1, 1.6, 1.5.
Таким образом, указанные факты являются нарушением требований п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
По данному факту прокуратурой города 09 октября 2023 г. в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений.
Согласно письменному отзыву административного ответчика следует, что дорожная разметка не была нанесена по причине недостаточности финансирования из бюджета г.о.Жигулевск на 2023 г. В связи с наступлением осенне-зимнего периода отсутствует техническая возможность нанесения горизонтальной дорожной разметки.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела вышеозначенные нарушения администрацией города не устранены.
В связи с чем, оценивая выше установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку неисполнение администрацией г.о.Жигулевск своих обязанностей по организации сохранности автомобильных дорог нарушают права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и комфортную городскую среду.
Выявленные прокурором г. Жигулевска и ОГИБДД О МВД России по г.Жигулевска нарушения в области дорожного движения ущемляют права и законные интересы жителей г.Жигулевска.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд признает заявленные требования прокурора г.Жигулевска подлежащими удовлетворению.
Заявленный прокурором г.Жигулевска шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу для устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора г. Жигулевска, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации г.о.Жигулевск, выразившееся в не устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения, а именно установки дорожной горизонтальной разметки на проезде Отважный и ул. Морквашинская до ул. Никитинская на территории г.о.Жигулевск, в соответствие с п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатации состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения. Методы контроля», удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а именно установить дорожную горизонтальную разметку на проезде Отважный от ул. Морквашинская до ул. Никитинская г.Жигулевска Самарской области, привести в соответствие с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатации состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин