Дело № 2-655/2021
УИД № 35RS0022-01-2020-001373-33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.им. Бабушкина | 14 декабря 2021 года |
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.А.,
при секретаре Долговской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности назначить лицо, ответственное за обращение с отходами, осуществлять ведение учета отходов, составить и утвердить паспорта отходов организации, заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов,
у с т а н о в и л:
прокурор Бабушкинского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (далее – истец), обратился в суд с иском к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее – ответчик), в котором просит обязать ответчика назначить лицо, ответственное за обращение с отходами, осуществлять ведение учета отходов, составить и утвердить паспорта отходов организации, заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами. В ходе проверки установлено, что ответчиком допускаются нарушения в указанной сфере. В нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответчиком лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не назначено, что также свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, ответчиком не ведется. Проверкой установлено, что в ходе деятельности администрации образуются отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5), канцелярские скрепки и скобы, ветошь и обтирочный материал, пластик и другие виды отходов, то есть мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы от обслуживания транспорта, люминесцентные лампы, то есть отходы I класса опасности, однако у ответчика отсутствует составленный и утвержденный паспорт на отходы 1-4 классов опасности. Договор с региональным оператором на вывоз соответствующих отходов ответчиком не заключен.
В судебном заседании помощник прокурора Грохотова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика глава Рослятинского сельского поселения Ф.О.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, заявление о чем занесено в протокол судебного заседания Дополнительно пояснила, что требуемый истцом срок 3 месяца достаточен для исполнения требований истца.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
На основании ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Рослятинского сельского поселения является юридическим лицом, в деятельности которого образуются отходы.
Лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, ответчиком не назначено, что также свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, которой установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В нарушение данного требования учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, ответчиком не ведется.
В силу статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 Федерального закона № 89-ФЗ, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 1 Порядка паспорт отходов представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Пунктом 4 Порядка установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктами 5-7 Порядка предусмотрена процедура установления соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, порядок хранения данных документов, составления и утверждения паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных и не включенных в ФККО.
На основании пунктов 6, 7 Порядка паспорт отходов после составления утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что транспортирование отходов I-IV класса опасности осуществляется при наличии паспорта отходов I-IV класса опасности.
У ответчика отсутствует составленный и утвержденный паспорт на отходы 1-4 классов опасности. От класса отходов зависит порядок обращения с ними. Отсутствие паспорта отходов нарушает законодательство, а также может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В нарушение указанных требований договор с региональным оператором на вывоз соответствующих отходов ответчиком не заключен.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Как следует из статьи 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком может быть выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме. При признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика исковые требования признал в полном объеме, заявление о чем занесено в протокол судебного заседания. Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и принимается судом, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области удовлетворить.
Обязать администрацию Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области назначить лицо, ответственное за обращение с отходами, осуществлять ведение учета отходов, составить и утвердить паспорта отходов организации, заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2021 года.
Судья В.А. Кузнецов