РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 27GV0008-01-2020-000322-89
2 ноября 2020 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Филева Я.Е.
при помощнике судьи – Ващенко Е.П.
с участием ответчика Мартынова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части 35390 к бывшему военнослужащему данной воинской части <данные изъяты> Мартынову <данные изъяты> о привлечении к материальной ответственности,
установил:
Командир войсковой части <данные изъяты> обратился в военный суд с иском о привлечении к полной материальной ответственности бывшего военнослужащего вышеназванной воинской части <данные изъяты> Мартынова путем взыскания с него денежных средств в сумме 240 190 рублей 87 копеек в пользу войсковой частим <данные изъяты>.
Гражданское дело на основании частей 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ рассмотрено без участия надлежащим образом и своевременно извещённого о времени и месте судебного заседания истца.
В обоснование предъявленных к ответчику требований в исковом заявлении указано, что по плану проведения Министерством обороны Российской Федерации мониторинга системы материально-технического обеспечения контрольно-аналитических мероприятий в войсковой части <данные изъяты> в период с 6 по 7 марта 2019 года проведен смотр вооружения и военной техники с участием комиссии под руководством заместителя командира данной воинской части по вооружению. По итогам работы комиссии установлено, что в подразделении, где материально ответственным лицом был ответчик, утрачены 20 аккумуляторных батарей, списанных в 2015 году на сумму 14 720 рублей, а также одиночные ЗИП на сумму 225 470 рублей. По состоянию на 2 июля 2020 года в территориальной органе финансового обеспечения за исключенным из списков личного состава войсковой части 35390 Мартыновым числятся пять автомобилей <данные изъяты> государственные регистрационные знаки: <данные изъяты>.
В судебном заседании ответчик Мартынов просил в удовлетворении заявленных требований отказать, объяснив, что в 2018 году он принял пять автомобилей <данные изъяты> государственные регистрационные знаки: <данные изъяты>, при этом 20 аккумуляторных батарей, списанных в 2015 году он не принимал. В 2018 году он передал дела и должность командира роты <данные изъяты>, в связи с чем не может нести материальную ответственность за ущерб, обнаруженный в 2019 году.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым командиру войсковой части <данные изъяты> в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Согласно накладной от 7 марта 2018 года № 3 Мартынов принял пять автомобилей <данные изъяты> государственные регистрационные знаки: <данные изъяты> 2010 года выпуска.
Из содержания копий паспортов (формуляров) на автомобили <данные изъяты> государственные регистрационные знаки: <данные изъяты>, а также сообщения начальника автобронетанковой службы Восточного военного округа от 21 октября 2020 года № 21/4524 усматривается, что стоимость комплекта ЗИП автомобиля <данные изъяты> входит в общую стоимость автомобиля <данные изъяты>, при этом на каждую из вышеуказанных машину <данные изъяты> установлены 4 аккумуляторные батареи <данные изъяты>, которые были списаны по акту от 4 марта 2015 года № 21/3/360.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 4 марта 2019 года № 646 усматривается, что в связи с проведением проверки комиссией Управления Министерства обороны Российской Федерации по мониторингу системы материально-технического обеспечения, на основании приказов Министра обороны Российской Федерации 2017 года № 605, 1992 года № 28, 2013 года № 969 для организованного проведения смотров вооружения и военной техники в войсковой части <данные изъяты> создана комиссия из военнослужащих вышеназванной воинской части, которая в период с 6 по 14 марта 2019 года провела смотр, в ходе которого надлежало проверить качественное состояние вооружения и военной техники, их готовность к боевому применению, укомплектованность запасными частями, инструментом и принадлежностями. По итогам смотров надлежало составить акт проверки вооружения, военной техники и парков с подготовкой проекта соответствующего приказа.
Как усматривается из содержания акта проверки состояния вооружения и военной техники, проведенной комиссией войсковой части <данные изъяты>, который 12 марта 2019 года был утвержден командиром данной воинской части, во вверенном ответчику подразделении выявлена утрата 20 аккумуляторных батарей <данные изъяты> списанных в 2015 году на сумму 14 720 рублей и одиночного комплекта ЗИП на сумму 225 470 рублей. При этом комиссия указала на необходимость проведения расследования по фактам утраты ЗИП с машин.
Из сообщения командира войсковой части <данные изъяты> от 11 сентября 2020 года № 3/47/985 следует, что по факту утраты 20 аккумуляторных батарей, списанных в 2015 году на сумму 14 720 рублей, а также одиночных ЗИП на сумму 225 470 рублей, административное расследование не проводилось.
Согласно справки от 3 июля 2020 года № 3/3866 по состоянию на 2 июля 2020 года по данным бюджетного учета войсковой части <данные изъяты> за исключенным из списков личного состава данной воинской части <данные изъяты> Мартыновым числятся пять автомобилей <данные изъяты> государственные регистрационные знаки: <данные изъяты>.
Из содержания справки-расчета от 11 сентября 2020 года № 3/47/984 стоимость отсутствующего имущества подлежащего взысканию с Мартынова составляет 240 190 рублей 87 копеек, в том числе 225 470 рублей 87 копеек за пять одиночных ЗИП <данные изъяты> (остаточная стоимость с учетом износа) и 14 720 рублей за двадцать АКБ <данные изъяты> (стоимость изделия как металлолома).
В силу ст. 3 и 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб. Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если только причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.
Как установлено в судебном заседании в ходе смотра 6 и 7 марта 2019 года комиссия войсковой части <данные изъяты> выявила утрату вверенного ответчику имущества, а именно 20 АКБ <данные изъяты>, а также пяти одиночных ЗИП <данные изъяты>, при этом в составленном и утвержденном командиром войсковой части <данные изъяты> акте прямо указывалось на необходимость проведения расследования по фактам утраты ЗИП с машин. Вопреки рекомендациям комиссии, проводившей смотр военной техники, административное расследование, как по фактам утраты одиночных ЗИП, так и аккумуляторных батарей, не проводилось.
С учетом вышеизложенного виновность Мартынова в утрате вверенного ему военного имущества нельзя считать установленной.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, военный суд, –
решил:
Командиру войсковой части <данные изъяты> в удовлетворении иска о привлечении к материальной ответственности <данные изъяты> Мартынова <данные изъяты>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом, начиная с 6 ноября 2020 г.
Председательствующий по делу