Дело № 2-70/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Денисовой С.А.,
при секретаре Банниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда
гражданское дело по иску Наумовой Ирины Николаевны, Деминой Раисы Николаевны, Парфеновой Елены Владимировны, Безруковой Людмилы Владимировны к Бодиной Тамаре Викторовне об установлении факта принятия наследства, включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на него,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Наумова И.Н., Демина Р.Н., Парфенова Е.В., Безрукова Л.В. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что (дата) умер Б.Н.В., который Наумовой Ирине Николаевне, Деминой Раисе Николаевне и Б.В.Н., умершему (дата) доводился отцом, а Парфеновой Елене Владимировне и Безруковой Людмиле Владимировне – дедом. Наумова И.Н., Демина Р.Н. являются наследниками первой очереди, Парфенова Е.В. и Безрукова Л.В. наследниками первой очереди по праву представления после смерти Б.В.Н., умершего (дата). После смерти Б.Н.В.., умершего (дата), открылось наследство, а именно: предметы домашнего обихода, инвентарь и жилой дом, расположенный <адрес>, принадлежащий наследодателю на основании договора бессрочного пользования №10-7578 от 15.04.1960 года и решения №14/2 исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета депутатов трудящихся г. Пензы «Об утверждении актов принятия в эксплуатацию жилых домов, встроенных по договорам бессрочного пользования с отступлением от проекта в сторону увеличения или уменьшения общеполезной площади» от 14.01.1964 года. На момент смерти наследодателя все истцы и ответчик проживали совместно с ним в вышеуказанном жилом доме, однако Б.Н.В. был зарегистрирован не по фактическому месту жительства, а <адрес> После смерти Б.Н.В., умершего (дата), истцы и ответчик стали ухаживать за принадлежащим наследодателю домом, с октября 2006 года по весенний период, отапливали жилой дом, расположенный <адрес> и проживали нем, с сентября по октябрь 2006 года собирали урожай овощей, посаженных Б.Н.В. при жизни. По истечении 40 дней после смерти Б.Н.В. умершего (дата), Наумова И.Н., взяла на память об отце слесарные инструменты, фотографии; Демина Р.Н. взяла из дома наследодателя постельное белье, посуду; Б.В.Н., умерший (дата), взял одежду, столярные инструменты, садовый инвентарь. В сентябре 2017 года истцы обратились к нотариусу по вопросу оформления вышеуказанного наследственного имущества после смерти Б.Н.В., умершего (дата), однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Б.Н.В. на вышеуказанный жилой дом, было отказано по тому основанию, что они пропустили шестимесячный срок для принятия наследства, а так же отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности умершего Б.Н.В. на жилой дом, расположенный <адрес>, истцам и ответчику было рекомендовано обратиться в суд. Истцы пропустили срок для принятия наследства виду юридической неграмотности, они ошибочно полагали, что поскольку проживали на день смерти совместно с наследодателем, произвели затраты на его похороны и приняли наследственное имущество, то не пропустили срок для принятия наследства. Поскольку Наумова И.Н., Демина Р.Н. и Б.В.Н., умерший (дата), приняли наследство после смерти Б.Н.В., умершего (дата), наследодателю принадлежал на праве собственности вышеуказанный жилой дом и земельный участок, считают, что указанное имущество подлежит включению в наследственную массу после смерти Б.Н.В., умершего (дата)
На основании изложенного, просили суд включить в наследственную массу после смерти Б.Н.В., умершего (дата), жилой дом, расположенный <адрес>. Установить факт принятия Наумовой Ириной Николаевной, Деминой Раисой Николаевной, Б.В.Н., умершим (дата), наследственного имущества после смерти Б.Н.В. умершего (дата). Признать за Наумовой Ириной Николаевной право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата). Признать за Деминой Раисой Николаевной право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата). Признать за Парфеновой Еленой Владимировной право собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата). Признать за Безруковой Людмилой Владимировной право собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
В судебное заседание истцы - Наумова И.Н., Демина Р.Н., Парфенова Е.В., Безрукова Л.В. не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Лысова А.Л., действующая на основании доверенности (в деле), исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Бодина Т.В. с исковыми требованиями согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к
следующему.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Статьей 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно
ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1153 ГК РФ предусмотрено, что признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п.1 ст. 1154,1155 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть, если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться
путем признания права. В силу ч.1,2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Исходя из положений ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.
Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях.
Судом установлено, что (дата) умер Б.Н.В., что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> № (дата)
Из материалов дела следует, что Б.Н.В. истцам Наумовой И.Н. и Деминой Р.Н. приходится отцом, а истцам Парфеновой Е.В. и Безруковой Л.В. – дедом (л.д.23-29).
У умершего (дата) Б.Н.В. также был сын Б.В.Н., который умер (дата) (л.д.21).
Наумова И.Н., Демина Р.Н. являются наследниками первой очереди после
смерти Б.Н.В., Парфенова Е.В. и Безрукова Л.В. - наследниками первой очереди по праву представления после смерти Б.В.Н., умершего (дата).
Ответчик Бодина Т.В. является супругой умершего (дата) Б.В.Н. (л.д.23,25).
Установлено, что после смерти Б.Н.В., умершего (дата), открылось наследство, а именно: предметы домашнего обихода, инвентарь и жилой дом, расположенный <адрес>, принадлежащий наследодателю на основании договора бессрочного пользования №10-7578 от 15.04.1960 года и решения №14/2 исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета депутатов трудящихся г. Пензы «Об утверждении актов принятия в эксплуатацию жилых домов, встроенных по договорам бессрочного пользования с отступлением от проекта в сторону увеличения или уменьшения общеполезной площади» от 14.01.1964 года (л.д.30-33).
Согласно выписке из ЕГРН от 31.08.2017 г. жилой дом, расположенный <адрес>, имеет площадь 81,2 кв.м., назначение: жилой дом, 1 этаж, 1962 года постройки, кадастровый №.
Согласно выписке из ЕГРН от (дата) земельный участок, расположенный <адрес>, имеет площадь 459 кв.м., категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, кадастровый №.
Из сообщения Ассоциации «Нотариальная палата Пензенской области» от 04.12.2017 г. № 888-12 усматривается, что наследственное дело к имуществу Б.Н.В., умершего (дата), не заводилось.
Судом достоверно установлено, что истцы Наумова И.Н., Демина Р.Н., а также Б.В.Н., умерший (дата), фактически приняли наследство после смерти Б.Н.В., умершего (дата)
Поскольку Б.В.Н., умерший (дата), приходится отцом истцам Парфеновой Е.В. и Безруковой Л.В., то Парфенова Е.В. и Безрукова Л.В. соответственно также приняли наследство после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
Как пояснила в судебном заседании представитель истцов Лысова А.Л., на момент смерти наследодателя все истцы и ответчик проживали совместно с ним в вышеуказанном жилом доме, однако Б.Н.В. был зарегистрирован не по фактическому месту жительства, а <адрес>. После смерти Б.Н.В. истцы и ответчик стали ухаживать за принадлежащим наследодателю домом, с октября 2006 года по весенний период, отапливали жилой дом, расположенный <адрес> и проживали нем, с сентября по октябрь 2006 года собирали урожай овощей, посаженных Б.Н.В. при жизни. По истечении 40 дней после смерти Б.Н.В. Наумова И.Н., взяла на память об отце слесарные инструменты, фотографии; Демина Р.Н. взяла из дома наследодателя постельное белье, посуду; Б.В.Н., умерший (дата), взял одежду, столярные инструменты, садовый инвентарь. В сентябре 2017 года истцы обратились к нотариусу по вопросу оформления вышеуказанного наследственного имущества после смерти Б.Н.В., однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Б.Н.В. на вышеуказанный жилой дом, было отказано по тому основанию, что они пропустили шестимесячный срок для принятия наследства, а так же отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности умершего Б.Н.В. на жилой дом, расположенный <адрес> истцам и ответчику было рекомендовано обратиться в суд. Истцы пропустили срок для принятия наследства виду юридической неграмотности, они ошибочно полагали, что поскольку проживали на день смерти совместно с наследодателем, произвели затраты на его похороны и приняли наследственное имущество, то не пропустили срок для принятия наследства.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая, что ответчик Бодина Т.В. не возражала против удовлетворения исковых требований Наумовой И.Н., Деминой Р.Н., Парфеновой Е.В. и Безруковой Л.В., суд приходит к выводу, что требования истцов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку, несмотря на то, что ими пропущен 6-месячный срок для принятия наследства после смерти Б.Н.В., умершего (дата), фактически истцы его приняли, в том числе жилой дом, расположенный <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт принятия Наумовой Ириной Николаевной, (дата) рождения, Деминой Раисой Николаевной, (дата) рождения, Парфеновой Еленой Владимировной, (дата) рождения, Безруковой Людмилой Владимировной, (дата) рождения, наследственного имущества после смерти Б.Н.В. умершего (дата).
Включить в наследственную массу после смерти Б.Н.В., умершего (дата), жилой дом (литер А, А1. А2), расположенный <адрес>.
Признать за Наумовой Ириной Николаевной, (дата) рождения, право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
Признать за Деминой Раисой Николаевной, (дата) рождения право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
Признать за Парфеновой Еленой Владимировной, (дата) рождения, право собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес> как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
Признать за Безруковой Людмилой Владимировной, (дата) рождения, право собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>, как за наследником по закону после смерти Б.Н.В., умершего (дата).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2018 г.
Судья Денисова С.А.