Дело № 2-135/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 16 июня 2011 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,
с участием заявителя - помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарыповского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края в части неисполнения Правил пожарной безопасности, и возложении на администрацию Парнинского сельсовета обязанности принять меры к выполнению требований Правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) о признании незаконным бездействия администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края в части неисполнения пунктов 3, 31, 94, 108, 114 и 116 Правил пожарной безопасности, и возложении на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанности принять меры, направленные на устранение нарушений Правил пожарной безопасности. Свои требования прокурор мотивировал тем, что проверкой, проведенной Отделом надзорной деятельности по г. Шарыпово и Шарыповскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в с. Малое Озеро и д. Сартачуль, Шарыповского района, выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно в деревнях отсутствует переносная пожарная мотопомпа, не устроен подъезд к водному источнику с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, помещения, здания и сооружения в деревнях не оборудованы первичными средствами пожаротушения, не организована добровольная пожарная дружина, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, порядок вызова пожарной охраны не определен, в дер. Сартачуль отсутствует источник противопожарного водоснабжения. Поскольку полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, а администрацией Парнинского сельсовета не выполнены в полном объеме обязательные требования для пожарной безопасности в с.Малое Озеро и д. Сартачуль, прокурор просит признать бездействие администрации Парнинского сельсовета незаконным и возложить на администрацию сельсовета обязанность принять меры к устранению, выявленных в ходе проверки нарушений Правил пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Степанов П.А. пояснил, что после проведенной проверки, главой Парнинского сельсовета были предприняты меры к устранению допущенных нарушений Правил пожарной безопасности, предоставлены документы об оборудовании первичными средствами пожаротушения зданий, сооружений, помещений на территории д. Сартачуль и с. Малое Озеро, организации добровольной пожарной дружины, к водоисточнику в д. Сартачуль устроен подъезд с твердым покрытием. При таких обстоятельствах, в связи с частичным добровольным исполнением заявленных требований администрацией сельсовета, поддержал требования прокурора в части признания бездействия администрации незаконным и возложении обязанности выполнить требования Пожарной безопасности, а именно: обеспечить с. Малое Озеро и д. Сартачуль переносной пожарной мотопомпой, в с. Малое Озеро устроить подъезд к водоисточнику с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, на территории д. Сартачуль и с.Малое Озеро установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны, уточнил требования в части необходимости возложения обязанности установить источник пожарного водоснабжения в д.Сартачуль, полагал необходимым возложить обязанность обеспечить надлежащее состояния источников противопожарного водоснабжения в д. Сартачуль, в остальной части от требований отказался.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска либо отказаться от иска.
При таких обстоятельствах, суд принимает частичный отказ помощника прокурора от требований в связи с их добровольным удовлетворением администрацией Парнинского сельсовета, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Глава администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края ФИО3 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв на требования прокурора, в котором указывает на выполнение администрацией части заявленных требований, а именно источник пожарного водоснабжения в д. Сартачуль расположен по адресу: <адрес>, возле ДООП «Парус», пожарные мотопомпы находятся на передвижных прицепах «Огнеборец», которые закреплены за автомобилями, в д. Сартачуль и в с. Малое Озеро помещения, здания, сооружения оборудованы первичными средствами пожаротушения, определен порядок вызова пожарной охраны и оповещения людей на случай пожара, установка звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара в бюджете сельсовета в 2011 году не предусматривалась (л.д. 63, 47-48). В подтверждение своих доводов, изложенных в отзыве, глава сельсовета приложил копию распоряжения о закреплении ответственных водителей за автомобилями с прицепами «Огнеборец» (л.д. 49), копию распоряжения о передаче пожарного инвентаря в оперативное управление учреждениям, расположенным на территории сельсовета №а-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), приложение к распоряжению (л.д.51), постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны (л.д. 52) с реестром добровольных пожарных (л.д. 57-58).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие главы администрации Парнинского сельсовета ФИО3
Выслушав доводы помощника прокурора Степанова П.А., заслушав свидетеля ФИО4, исследовав представленный отзыв главы администрации Парнинского сельсовета ФИО3, материалы дела, суд пришел к следующему:
Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) принадлежит заявителю (в данном случае прокурору), который, обратился в суд на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), определил избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) и действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится, в том числе, и бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п.п. 8, 9 части 1 статьи 7 «Вопросы местного значения сельсовета» Устава муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края (принят решением Парнинского сельского Совета депутатов от 11 апреля 2003 года № 3) к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета (л.д. 59-60).
Статья 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (далее Закон) определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, кроме прочих, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Как следует из абз. 4 ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.
Согласно представленным заявителем материалам дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Шарыпово и Шарыповского района по пожарному надзору ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 23 марта по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района, Красноярского края в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в д. Сартачуль и с.Малое Озеро, расположенных в пределах указанного муниципального образования, в частности:
- в населенных пунктах отсутствует переносная мотопомпа,
- не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года,
- помещения, здания и сооружения в населенном пункте не обеспечены первичными средствами пожаротушения,
- не организована добровольная пожарная дружина,
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны,
- в д. Сартачуль отсутствует источник противопожарного водоснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются копией распоряжения о проведении внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены выявленные нарушения (л.д. 9-24), предписанием № по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 29-45), постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым глава Парнинского сельсовета ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 25-28).
Согласно пояснениям, данным в судебном заседании свидетелем ФИО4, являющимся государственным инспектором г. Шарыпово и Шарыповского района по пожарному надзору, проводившим проверку в отношении Парнинского сельсовета, в ходе проведенной проверки администрации Парнинского сельсовета им были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, которые он отразил в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Главе администрации было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В настоящее время главой сельсовета ФИО3 ему предоставлены документы о выполнении части указанных в акте проверки нарушений, в частности документы об обеспечении помещений, зданий и сооружений в с. Малое Озеро и д. Сартачуль первичными средствами пожаротушения, о создании и организации на территории сельсовета добровольной пожарной охраны, об устройстве в д. Сартачуль подъезда к озеру с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Пожарные мотопомпы имеются на трех автомобильных прицепах «Огнеборец», однако автомобили на момент проверки находились в гараже администрации в с. Парная, тогда как предписывалось в соответствии с Правилами пожарной безопасности обеспечить наличие переносной мотопомпы в с. Малое Озеро и д.Сартачуль. Доказательств, оснащения поселений средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и утвержденного порядка вызова пожарной охраны не представлено.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, пояснений государственного инспектора по пожарному надзору, проводившего проверку в отношении Парнинского сельсовета, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, исполнения законодательства и нормативно-правовых актов в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доказанности факта бездействия со стороны администрации Парнинского сельсовета в части неисполнения пунктов 31, 94, 114 Правил пожарной безопасности.
С учетом изложенного, требования Шарыповского межрайонного прокурора, поддержанные в судебном заседании помощником прокурора Степановым П.А., обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.
Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования Шарыповского межрайонного прокурора.
Признать незаконным бездействие администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края в части неисполнения пунктов 31, 94, 114 Правил пожарной безопасности.
Возложить на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанность устранить нарушения пунктов 31, 94, 114 Правил пожарной безопасности, а именно:
- в населенных пунктах с. Малое Озеро, д. Сартачуль установить переносную пожарную мотопомпу,
- в населенном пункте с. Малое Озеро устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, обеспечить надлежащее состояние источника противопожарного водоснабжения,
- в населенных пунктах с. Малое Озеро, д. Сартачуль установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Председательствующий: /подпись/.
Решение вступило в законную силу 12 июля 2011 года.
ВЕРНО:
Судья И.А. Корнев