№ 21-167/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 14 мая 2020 г.
Судья Иркутского областного суда Медведева Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Кокорина А.В. на решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 31 января 2020 г., вынесенное по жалобе на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 26 июня 2019 г. № ЮЛ/К-007/19-15-09 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Братская городская больница № 5»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 26 июня 2019 г. № ЮЛ/К-007/19-15-09 ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Определением судьи Братского городского суда Иркутской области от 16 января 2020 г. и.о. главного врача ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Гиевской О.Л. восстановлен срок на подачу жалобы на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 26 июня 2019 г., жалоба принята к производству.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 31 января 2020 г. постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 26 июня 2019 г. о привлечении ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба и.о. главного врача Гиевской О.Л. – без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе главный врач ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Кокорин А.В. просит отменить решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 31 января 2020 г., приводя доводы о его незаконности, прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В своей жалобе главный врач ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Кокорин А.В. не ставит вопрос об отмене постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 26 июня 2019 г., однако, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении, в интересах законности обязан проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы главный врач ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Кокорин А.В., защитник Хохлова М.А. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявляли, главный врач ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» Кокорин А.В. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия законного представителя и защитника ОГАУЗ «Братская городская больница № 5».
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, материалы судебного дела по жалобе, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с пунктом 5.4.1. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита A», в очаге ОГA выявляются лица, имевшие контакт с больным. Контактные лица подлежат учету, обследованию, наблюдению и вакцинопрофилактике по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктом 5.2.4. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита A», диагноз ОГA должен быть подтвержден лабораторно с определением anti-HAV IgM или РНК ВГA в течение 48 часов после выявления подозрительного на эту инфекцию больного. Более поздние сроки установления окончательного диагноза допускаются при гепатите сочетанной этиологии, при наличии хронических форм ГB и ГC, сочетании ОГA с другими заболеваниями.
В соответствии с пунктом 5.4.4. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита A», при отсутствии клинических признаков заболевания, контактных лиц, ранее не привитых против гепатита A и не болевших этой инфекцией, вакцинируют по эпидемическим показаниям не позднее 5 дня с момента выявления больного ОГA.
Вакцинация по эпидемическим показаниям является основным профилактическим мероприятием, направленным на локализацию и ликвидацию очага гепатита А. Сведения о проведенной вакцинации (дата, название, доза и номер серии вакцины) регистрируются во всех учетных формах медицинской документации, прививочном сертификате в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 5.4.3. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита A», все контактные лица, выявленные в границах очага, подвергаются первичному медицинскому осмотру с последующим медицинским наблюдением в течение 35 дней со дня разобщения с источником инфекции, включающим опрос, термометрию, наблюдение за цветом склер и кожных покровов, окраской мочи, размером печени и селезенки, а также клинико-лабораторному обследованию в соответствии с пунктом 2.3. настоящих санитарных правил.
Первичный осмотр и клинико-лабораторное обследование проводит медицинский работник (врач-инфекционист, врач-терапевт, фельдшер) лечебно-профилактической организации по месту проживания контактных лиц или месту работы (обучения, воспитания) в первые 5 дней после выявления больного и до введения вакцины против ОГA.
Пункт 5.4.5. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А» предусматривает, что при выявлении больного ОГА в организованном детском коллективе (коллективах военнослужащих), в учреждении (организации) вводится карантин сроком на 35 дней с момента изоляции последнего больного. За детьми (военнослужащими), имевшими контакт с больным ОГА устанавливают ежедневное медицинское наблюдение в течение карантина.
Пораженные группы (классы, отделения или палаты) подлежат максимальной изоляции от других групп, подразделений учреждения (организации). Они не принимают участия в массовых мероприятиях, организуемых учреждением (организацией). В карантинной группе (классе, отделении, палате) отменяют систему самообслуживания, проводят беседы по гигиеническому воспитанию и мерам профилактики ОГА.
В период карантина не допускается перевод контактных детей, военнослужащих, персонала детских и иных учреждений в другие группы (классы, отделения, палаты) и в другие учреждения, за исключением особых случаев с разрешения специалиста органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Прием в карантинные группы (классы, отделения, палаты) новых лиц допускается в случаях, если поступающий ранее перенес ОГA или вакцинирован против ОГA не менее чем за 14 дней до допуска в коллектив.
Пункт 12.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» предусматривает, что о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
В соответствии с пунктами 4.1., 4.6. СП 3.1.958-00.3.1 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами», первичные мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага, осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или другой медицинский работник, выявивший больного.
При выявлении больного вирусным гепатитом медицинский работник лечебно-профилактического учреждения (семейный врач, врач участка, детского учреждения, госпитальный эпидемиолог, др.) организует и осуществляет комплекс первичных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заражения окружающих. Выявляются лица, имевшие контакт с больным в период его заразительности. Контактные лица подлежат учету, обследованию и наблюдению. Сведения о них фиксируются в листе медицинского наблюдения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенного в период времени с 17 декабря 2018 г. 15-00 по 19 декабря 2018 г. 14-00 на основании распоряжения начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 17 декабря 2018 г. № 41 эпидемиологического обследования (В15 Острого вирусного гепатита А), в ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» выявлены нарушения обязательных требований статьи 29 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 5.2.4., 5.4.1., 5.4.3., 5.4.4., 5.4.5. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А»; пунктов 4.1., 4.6. СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами»; пункта 12.1. СП 3.1 /3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно: на момент проведения обследования ОГАУЗ «БГБ № 5» 18 декабря 2018 г. на 13 ч. 15 мин. установлено, что лабораторное подтверждение диагноза ОГА проведено более чем за 48 часов (дата установления диагноза – 30 ноября 2018 г., дата лабораторного подтверждения – 5 декабря 2018 г.), что является нарушением пункта 5.2.4. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А»; на момент проведения обследования ОГАУЗ «БГБ № 5» 18 декабря 2018 г. на 13 ч. 20 мин. установлен факт поздней подачи экстренного извещения на заболевшую Познер Е.А. (дата установления диагноза – 30 ноября 2018 г.. подача экстренного извещения – 3 декабря 2018 г.), что является нарушением пункта 12.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; на момент проведения обследования ОГАУЗ «БГБ № 5» 18 декабря 2018 г. на 13 ч. 24 мин. установлено, что медицинскими работниками ОГАУЗ «БГБ № 5» не были организованы первичные мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага, а также комплекс первичных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заражения окружающих, что является нарушением пунктов 4.1., 4.6. СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами»; на момент проведения обследования ОГАУЗ «БГБ № 5» 18 декабря 2018 г. на 13 ч. 26 мин. установлено, что медицинскими работниками ОГАУЗ «БГБ № 5» лица, имевшие контакт с больным ОГА, не были обследованы и вакцинированы по эпидемиологическим показаниям, что является нарушением пунктов 5.4.1., 5.4.4. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А»; на момент проведения обследования ОГАУЗ «БГБ № 5» 18 декабря 2018 г. на 13 ч. 26 мин. установлено, что последующее ежедневное медицинское наблюдение за работниками и студентами в О. не ведется, клинико-лабораторное обследование не осуществлено лечебно-профилактической организацией по месту работы (обучения) (ОГАУЗ «БГБ № 5»), что является нарушением пунктов 5.4.3., 5.4.5. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А».
Данные обстоятельства послужили основанием для составления ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе 16 января 2019 г. в отношении ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» протокола № ЮЛ/К-007/19-15-09 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения учреждения здравоохранения начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе 26 июня 2019 г. к административной ответственности.
Факт нарушения ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» санитарно-эпидемиологических требований подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актами санитарно-эпидемиологического обследования № 41 от 20 декабря 2018 г. и № 41/1 от 16 января 2019 г., протоколом об административном правонарушении от 16 января 2019 г. и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решение о привлечении ОГАУЗ «БГБ № 5» к административной ответственности должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе сочло, что учреждение здравоохранения имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе верно установило фактические обстоятельства дела, обосновало свои выводы о виновности ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» в совершении административного правонарушения ссылками на доказательства, которым дало надлежащую оценку, и приняло правильное решение о квалификации действий ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания.
Судья первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установил нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, а именно: об отсутствии оснований для применения сроков для проведения лабораторного подтверждения диагноза ОГА, предусмотренных пунктом 5.2.4. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А», и соблюдения сроков, предусмотренных пунктом 4.3. СП 3.1.958-00; о непоступлении 30 ноября 2018 г. своевременно экстренного извещения на заболевшую П. в филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в Иркутской области в г. Братске и Братском районе» по независящей от учреждения причине; о невыдаче должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, до 26 декабря 2018 г. предписания; об отсутствии в выданной учреждению лицензии ЛО-38-01-003421 от 24 декабря 2018 г. возможности осуществления медицинской деятельности по месту расположения О., студентом которого являлся выявленный больной, а также о несоблюдении установленного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока рассмотрения дела об административном правонарушении, приводились как при рассмотрении дела административным органом, так и при рассмотрении жалобы судьей первой инстанции, были всесторонне исследованы должностным лицом и судом, им дана правовая оценка, которая является правильной. Необходимости в повторении мотивов отклонения указанных в жалобе в Иркутский областной суд доводов в рамках настоящего судебного решения не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с выводами должностного лица административного органа и суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм указанного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2019 ░. № ░░/░-007/19-15-09 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░