Дело № 33-8464/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 декабря 2018 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кустовой С.В.,
судей: Лукьянченко Р.В., Тарасовой А.А.,
при секретаре Вигуль А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства об организации проведения лесоустройства,
по апелляционной жалобе Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2018 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя ответчика Рослесхоз Варванцевой С.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства, ссылаясь на следующее:
в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ответчиком требований лесного законодательства установлено, что общая площадь Кур-Урмийского лесничества составляет 1 063 573 га. При разработке лесохозяйственного регламента Кур-Урмийского лесничества утвержденного приказом ответчика от 22.12.2008 г. № 384-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1993-1994 гг. Последнее лесоустройство на территории Кур-Урмийского лесничества проводилось в 1993 году. Таким образом, в настоящее время применяемые мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов, в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации.
В связи с чем, прокурор просил обязать управление лесами Правительства Хабаровского края в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу, организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кур-Урмийского лесничества филиала КГКУ «Хабаровское лесничество» на общей площади 1 063 573 га.
Определением суда от 12 апреля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2018 года исковые требования прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края удовлетворены. Суд постановил: обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кур-Урмийского лесничества в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении иска к Рослесхозу отказано.
В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края просит решение суда отменить, либо установить пятнадцатилетний срок для его исполнения ответчиком, обязать Федеральное агентство лесного хозяйства организовать финансирование для осуществления возложенной на ответчика обязанности по организации проведения лесоустройства, ссылаясь на следующее: прокурор не доказал наличие указанных в иске нарушений. С 2011 года, когда ответчику были переданы полномочия по проведению лесоустройства на землях лесного фонда края, финансирование в необходимом объеме не производилось. Объем выделяемых из федерального бюджета субвенций значительно сократился, что делает невозможным исполнение таких полномочий без соответствующего финансирования. Суд необоснованно возложил обязанность по лесоустройству исключительно на Управление лесами Правительства Хабаровского края, поскольку главным распорядителем и получателем средств из федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства. Срок для исполнения решения установлен судом без учета наличия средств субвенций из федерального бюджета, процедуры организации таксационных работ на территории лесничества в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, количества уже имеющихся решений судов по аналогичным делам. Кроме того, судом не учтено, что в 2010 году на территории Кур-Урмийского лесничества проводилось специальное обследование - лесоустройство части лесного участка размером 0, 683 тыс. га.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Рослесхоз просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Рослесхоз возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик Управление лесами Правительства Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, об уважительных причинах неявки не сообщил. В связи с чем, дело рассмотрено без участия не явившегося ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.
В соответствии с п.п. 3.3, 3.16 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. № 185-пр, к функциям Управления лесами Правительства Хабаровского края, в том числе относятся: организация использования лесов, их охрана, защита, воспроизводство на землях лесного фонда на территории Хабаровского края; организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Кур-Урмийского лесничества, утвержденным приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 г. № 384-п, общая площадь лесничества составляет 1 063 573 га.
В ходе проведенной прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проверки установлено, что при разработке лесохозяйственного регламента Кур-Урмийского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 г. № 384-П, использовались материалы лесоустройства 1993-1994 годов.
Как следует из лесного плана Хабаровского края на 2009 – 2018 годы, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 г. № 175, последнее лесоустройство на территории Кур-Урмийского лесничества проводилось в 1993 году.
Факт использования Управлением лесами Правительства Хабаровского края данных материалов лесоустройства не оспаривался.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1, 21 Федерального от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст.ст. 19, 67, 68, 83, 84, 87 Лесного кодекса РФ, п.п. 29, 30 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122, установив, что при разработке лесохозяйственного регламента Кур-Урмийского лесничества использовались устаревшие материалы лесоустройства сроком давности более 20 лет, пришел к выводу о возложении на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанности организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кур-Урмийского лесничества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не доказал наличие указанных в иске нарушений, являются необоснованными.
Как следует из п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов (данная Инструкция признана утратившей силу Приказом Рослесхоза от 28.12.2017 г. № 787).
Не представлено ответчиком доказательств соблюдения периодичности проведения таксации лесов и в сроки определенные п. 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122.
Доводы жалобы об отсутствии необходимого для исполнения возложенных на ответчика функций финансирования являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно не приняты судом. Исполнение предусмотренных законодательством обязанностей и устранение нарушений лесного законодательства не может быть постановлено в зависимость от наличия достаточных для проведения необходимых мероприятий средств.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность по лесоустройству исключительно на Управление лесами Правительства Хабаровского края, поскольку главным распорядителем и получателем средств из федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства, отклоняются судебной коллегией, поскольку обязанность по проведению лесоустройства возложена на Управление лесами Правительства Хабаровского края в соответствии с положениями действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из требований разумности, характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что в 2010 году на территории Кур-Урмийского лесничества проводилось лесоустройство части лесного участка размером 0,683 тыс.га. отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают указанных выводов суда, так как не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязательств по проведению комплекса работ лесоустройства Кур-Урмийского лесничества. Данные обстоятельства могут быть учтены в рамках исполнения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, о наличии допущенных судом первой инстанции нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, не свидетельствуют, не опровергают выводов суда и по существу сводятся лишь к несогласию с ними.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2018 года по гражданскому делу по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства об организации проведения лесоустройства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Р.В. Лукьянченко
А.А. Тарасова