Судья Акладская Е.В.
Дело № 7-250/2020 / 21-177/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 марта 2020 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Кузьминых Михаила Викторовича на решение судьи Чердынского районного суда Пермского края от 20.12.2019, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 27.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Верхнекамье»
у с т а н о в и л а:
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 27.08.2019 №490 ООО «Верхнекамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением судьи Чердынского районного суда г. Перми от 20.12.2019, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО «Верхнекамье» на основании ордера адвоката Кузьминых М.В., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Кузьминых М.В. просит принятые по делу решение и постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на отсутствие доказательств виновности ООО «Верхнекамье» в совершении вмененного административного правонарушения. Вмененное правонарушение совершено в период 2018 года арендатором земельного участка с кадастровым номером ** индивидуальным предпринимателем К. на территории, прилегающей к земельному участку со стороны реки ****, то есть за пределами ответственности юридического лица.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО «Верхнекамье» К., извещенный надлежащим образом, участие не принимал. Защитник Кузьминых М.В. на удовлетворении жалобы настаивал, представил письменные дополнения.
Прокурор Поносов А.В., должностное лицо Г., вынесший постановление, полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении, материалы проверки прокуратуры Чердынского района Пермского края по обращению о нарушении экологического законодательства ООО «Верхнекамье», дополнительно представленные документы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса (есоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).
Как следует из материалов дела и установлено в ходе производства по делу, ООО «Верхнекамье» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с переработкой древесины, на территории земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, граничащего с водоохранной зоной и прибрежной защитной полосой реки Люнва.
16.07.2019 прокурором Чердынского района вынесено постановление №2-23-19-42 о возбуждении в отношении ООО «Верхнекамье» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило выявленное в ходе проведенной в июне 2019 проверки нарушение требований ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также требований п.п. 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», допускающих временное складирование отходов производства на открытых, специально оборудованных площадках, которые должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Согласно постановлению в период с 2018 года по июнь 2019 года ООО «Верхнекамье» допустило размещение на земельном участке, прилегающем к земельному участку с кадастровым номером ** с юго-западной стороны, отходы лесопиления (горбыль, рейка), присыпанные сверху грунтом. Протяженность отсыпки составляет 300,16 м, высота 2,5 м. видимая ширина отсыпки – от 3 до 4 м. При этом площадь размещения вне водоохранной зоны реки Люнва составляет 76,615 кв.м, объем размещенных отходов – 268,1525 кв.м. Разместив отходы лесопиления (горбыль, реку) на территории земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером **, ООО «Верхнекамье» допустило нарушение мер охраны почвы от загрязнения, засорения.
Вместе с тем, как следует из постановления от 27.08.2019 №490, должностное лицо, ссылаясь на требования нормативных актов в области экологии и обращения с отходами, в качестве события административного правонарушения указал на допущенный ООО «Верхнекамье» сброс отходов лесопиления (горбыль, рейка) в водоохранной зоне реки Люнва на почву земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером **, расположенному по адресу: ****. Должностное лицо указало на виновность ООО «Верхнекамье» в том, что юридическое лицо обязано исполнять требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами, между тем допустило сброс отходов лесопиления (горбыль, рейка) в водоохранной зоне реки **** на почву земельного участка, прилегающего к указанному выше земельному участку.
Между тем, ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности установлена ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, по которой ООО «Верхнекамье» назначено административное наказание вступившим 15.03.2020 в законную силу постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Г. от 27.08.2019 №491. Согласно указанному постановлению в период с 2018 года по май 2019 года ООО «Верхнекамье» в нарушение ограничений хозяйственной и иной деятельности, установленной п.2 ч.15, ч.16, п.2 ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, не обеспечило выполнение необходимых мероприятий по охране окружающей среды, не определило места складирования и вывоза отходов лесопиления (горбыль, рейка) и разместило их в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Люнва на неогороженной территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером ** с юго-западной стороны, осуществив их присыпку сверху грунтом.
Содержание постановления от 27.08.2019 №490 не позволяет прийти к выводу об объеме вмененного ООО «Верхнекамье» деяния, месте совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, при том, что в обоих постановлениях указано на то, что земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, граничит с водоохранной зоной и прибрежной защитной полосой реки ****.
Из постановления от 27.08.2019 №490 с достоверностью с учетом его содержания, включая описательную и мотивировочную части) не следует, какой объем нарушений вменен ООО «Верхнекамье», где именно оно допущено, а также соответствие описания события правонарушения постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении. Фактически должностное лицо допустило неоднозначное толкование постановления в этой части.
Относительно доводов должностного лица Г. о том, что указание на допущенное нарушение в водоохранной зоне является опиской (технической ошибкой), то они не могут быть признаны обоснованными с учетом вышеизложенного, а также при том, что подобное изложение не может быть признано опиской (технической ошибкой), поскольку иное влечет изменение содержания процессуального документа.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом, что предполагает составление только мотивированных процессуальных актов со ссылкой на соответствующие нормы законодательства об административных правонарушениях.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
При том, что постановление не соответствует приведенным выше требованиям, равно как и судебное решение, исходя из которого, в качестве нарушения судьей районного суда определена вся площадь незаконной отсыпки отходов лесопиления, они не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.
Поскольку противоправное деяние, вмененное ООО «Верхнекамье» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, является длящимся, выявлено в июне 2019 года, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности не истек, дело следует возвратить в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края на новое рассмотрение.
Доводы, направленные на отсутствие вины ООО «Верхнекамье» во вмененном правонарушении, сторона защиты вправе приводить при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Чердынского районного суда Пермского края от 20.12.2019, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 27.08.2019 №490 отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Верхнекамье» - возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись