дело № 2-91/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года р.п. Майна
Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., при секретаре Кузьминой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.А., действующего в своих интересах и от имени и в интересах Осяниной Т.А., Кузнецова А.А., Кузнецова Н.А., к Кузнецовой В.П., Царской Л.П., Сберегательному банку Российской Федерации открытому акционерному обществу Майнское отделение № 4271, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании права собственности на земельный участок и денежный вклад в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов В.А., действующий в своих интересах и от имени и в интересах Осяниной Т.А. Кузнецова А.А., Кузнецова Н.А., обратился в суд с иском к Кузнецовой В.П., Царской Л.П., Сберегательному банку Российской Федерации открытому акционерному обществу Майнское отделение ***, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании права собственности на земельный участок и денежный вклад в порядке наследования по закону. В обоснование заявленных требований указал, что у его отца К.А.Ф., умершего 29 июля 2003 года, было два родных брата К.А.Ф. и К.П.Ф.. Его дядя К.А.Ф. умер 02 декабря 1997 года, детей у него не было. Второй его дядя К.П.Ф., у которого имеются две дочери, умер 20 октября 2007 года. После смерти К.А.Ф. осталось наследственное имущество: земельный участок, площадью 2800 кв.м., расположенный по адресу: ***, и компенсация по вкладам, хранящимся в филиале ОАО «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271. В январе 2011 года он от своего имени и от имени своих братьев и сестры обратился к нотариусу для вступления в наследство на указанное имущество. В совершении нотариального действия ему было отказано, в связи с отсутствием письменных доказательств о фактическом принятии наследства отцом истца К.А.Ф. и дядей истца К.П.Ф. после смерти их брата К.А.Ф.. Считает, что его отец К.А.Ф. после смерти брата в шестимесячный срок фактически принял меры по владению и распоряжению имуществом, принадлежащим последнему, так как забрал посуду, стиральную и швейную машинки, конную упряжь, одежду и обувь. На основании этого истец просит признать за ним и его родными братьями и сестрой право собственности на имущество в порядке наследования по закону: на 1/6 долю компенсации по вкладам, хранящимся в филиале ОАО «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271, право общей долевой собственности на 1/6 долю земельного участка, площадью 2800 кв.м., расположенный по адресу: ***, за каждым.
В судебном заседании истец Кузнецов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что его отец после смерти брата К.А.Ф. взял стиральную и швейную машинки, конную упряжь, посуду, одежду и обувь, а брат отца взял икону. Также пояснил, что его братья Кузнецов А.А., Кузнецов Н.А. и сестра Осянина Т.А. после смерти отца отказались от наследства в пользу матери Кузнецовой Н.И.. Сам он от наследства не отказывался, к нотариусу по вопросу вступления в права наследования не обращался, фактически наследства не принимал. Мать получила по наследству денежные средства и поделила между всеми детьми поровну.
Соистец Кузнецов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения аналогичные пояснениям Кузнецова В.А.
Соистец Осянина Т.А. в судебном заседании 21 апреля 2011 года исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что после смерти брата К.А.Ф. её отец К.А.Ф. взял из его дома стиральную и швейную машинки, конную упряжь, посуду, одежду и обувь. Также пояснила, что она и её братья Кузнецов А.А., Кузнецов Николай Алексеевич после смерти отца отказались от наследства в пользу матери Кузнецова Н.И.. Мать получила по наследству денежные средства, которые поделила поровну между всеми детьми.
Соистец Кузнецов Н.А. в судебное заседание не явился, указав в телефонограмме о рассмотрении исковых требований в его отсутствие.
Ответчик Кузнецова В.П., возражая против заявленных требований, в судебном заседании пояснила, что после смерти дяди К.А.Ф. её отец К.П.Ф. взял из его дома икону, обувь. Отец проживал в ***, у её сестры Царской Л.П., умер он 20 октября 2007 года. После смерти отца в наследство она не вступала, к нотариусу не обращалась, однако осталась проживать в доме отца, расположенном в ***. В январе 2011 года она обратилась к нотариусу для вступления в наследство на имущество, оставшееся после смерти её дяди К.А.Ф.. В совершении нотариального действия ей было отказано, в связи с отсутствием письменных доказательств о фактическом принятии наследства её отцом К.П.Ф. после смерти его брата К.А.Ф..
Соответчик Царская Л.П. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее в судебном заседании 21 апреля 2011 года, возражая против заявленных требований, пояснила, что после смерти брата К.А.Ф. её отец К.П.Ф. взял из его дома икону и сапоги. Её отец К.П.Ф. умер 20.10.2077 года. После его смерти она получала компенсацию в размере 6000 рублей. После смерти отца с заявлением к нотариусу о получении наследственного имущества, принадлежащего умершему дяде К.А.Ф., она не обращалась.
Представитель ответчика Сберегательного банка РФ ОАО Майнское отделение № 4271 – Фоменкова М.В. в судебном заседании пояснила, что в структурном подразделении № 4271/017 на имя К.А.Ф., умершего 02 декабря 1997 года, имеется лицевой счет ***, счет закрыт наследником по завещанию в 1998 году. Счет подлежит компенсации в размере (остаток на 20.06.1991 г.) 12014,66 рублей, ***, счет закрыт вкладчиком в 1993 году. От счета *** образован спецсчет, который подлежит компенсации в сумме (остаток на 20.06.1991 г.) 4526,00 рублей. Истцы до настоящего времени не являются лицами, имеющими право на получение денежных средств, размещенных на указанных вкладах, следовательно, их требования о признании права собственности на компенсации по вкладу не могут быть предъявлены к Банку. В удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объёме.
Представитель ответчика – Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области – Шибанов И.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, привлеченное в качестве соответчика, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя. В отзыве на исковое заявление просят в удовлетворении требований Кузнецова В.А. отказать.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Кузнецова Н.И., привлеченная по делу в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, третьего лица, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1113 ГК Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с положениями ст. 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст.1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В силу ст. 1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие наследства переходит к его наследника по закону, а если все имущество было завещано – к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства, принадлежащее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях. По истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со ст. 1155 ГК РФ, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока.
Согласно свидетельству о смерти серии *** *** К.А.Ф. умер 2 декабря 1997 года в ***.
Из справки *** от 23.12.2010 года, выданной администрацией МО «*** городское поселение» ***, следует, что согласно записи в похозяйственной книге К.А.Ф., *** года рождения, значился прописанным и постоянно проживающим в селе *** *** с 1950 года по день своей смерти, 02.12.1997 года.
Согласно выписки из похозяйственной книги *** от 01.02.2011 года и свидетельству на право собственности на землю от 01.09.1992 года К.А.Ф. принадлежит земельный участок, площадью 2800 кв.м., расположенный по адресу: ***.
Из справки филиала Сберегательного банка РФ ОАО Майнское отделение № 4271 от 30.03.2011 *** видно, что в структурном подразделении № 4271/017 на имя К.А.Ф., умершего 02 декабря 1997 года, имеется лицевой счет ***, счет закрыт наследником по завещанию в 1998 году. Счет подлежит компенсации в размере (остаток на 20.06.1991 г.) 12014,66 рублей, ***, счет закрыт вкладчиком в 1993 году. От счета *** образован спецсчет, который подлежит компенсации в сумме (остаток на 20.06.1991 г.) 4526,00 рублей.
Из похозяйственной книги № ***-2001 годы К.А.Ф. проживал в своем доме в *** с сожительницей Д.Е.Н., выбывшей из указанного адреса в 1996 году, умершей в 2000 году.
Как установлено в судебном заседании у К.А.Ф. было два родных брата – К.А.Ф. и К.П.Ф. – наследники второй очереди.
Согласно свидетельству о смерти серии *** *** К.А.Ф. умер 29 июля 2003 года в ***.
Из свидетельства о смерти серии *** *** видно, что К.П.Ф. умер 22 октября 2007 года в ***.
Из постановления об отказе в совершении нотариального действия ***-*** от 27 января 2011 года следует, что Кузнецов В.А. обратился к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего 02 декабря 1997 года К.А.Ф.. В совершении указанного действия ему отказано в связи с тем, что наследники второй очереди, родные братья – К.П.Ф. и К.А.Ф., умерли после открытия наследства своего умершего брата, не приняв его, то есть не подавали в нотариальную контору заявления о вступлении в наследство. Письменных доказательств о фактическом принятии наследства К.П.Ф. и К.А.Ф. не имеется, поэтому их наследники не могут оформить наследство на основании ст. 1156 ГК РФ (наследственная трансмиссия).
Как следует из постановления об отказе в совершении нотариального действия *** от 11 января 2011 года Кузнецова В.П. обратилась к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего 02 декабря 1997 года дяди К.А.Ф.. В совершении указанного действия ей отказано в связи с тем, что наследник второй очереди, родной брат К.А.Ф. – К.П.Ф. умер после открытия наследства своего умершего брата, не приняв его, то есть не подавал в нотариальную контору заявления о вступлении в наследство.
Из сообщения нотариуса р.п. *** от 23 марта 2011 года следует, что к имуществу умершего 02 декабря 1997 года К.А.Ф. наследственного дела не имеется.
Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Установлено, что К.А.Ф. и К.П.Ф. умерли после открытия наследства умершего брата.
В силу ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Часть 2 ст.1153 ГК РФ предусматривает, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и претензий третьих лиц; произвел за своей счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Ни соистцы, ни соответчики суду не представили доказательств, свидетельствующих о фактическом принятии наследства К.А.Ф. и К.П.Ф. после смерти своего брата К.А.Ф., также как и доказательств, уважительности причин пропуска ими установленного законом срока для принятия наследства.
Свидетель С.Т.Н. - администратор села *** ***, в судебном заседании пояснила, что К.А.Ф. проживал в ***, умер он в 1997 году. У него было два брата – К.А.Ф. и К.П.Ф., которые тоже умерли, но в каком году не помнит. Вступал ли кто-либо из родственников в наследство после смерти К.А.Ф., и брали ли они какое-либо его имущество, ей неизвестно. Справку *** от 01.02.2011 года она выдавала по просьбе Кузнецова В.А.. Имущество, указанное в справке, она написала также с его слов, в похозяйственной книге за 1997 год данных о распоряжении имуществом К.А.Ф. не имеется. По просьбе Кузнецовой В.П. она написала справку *** от 20.01.2011 года о том, что её отец фактически принял наследство, взяв икону и обувь, после смерти К.А.Ф.. В похозяйственной книге таких данных не имеется, всё написала со слов Кузнецовой В.П.. Просит признать данные справки недействительными.
Из исследованной в судебном заседании похозяйственной книги за 1997 год данных о распоряжении имуществом, после умершего К.А.В. не имеется.
Таким образом, справки представленные истцами и ответчиками *** от 01.02.2011 года и *** от 20.01.2011 года о том, что К.А.Ф. и К.П.Ф. совершили распорядительные действия в отношении имущества умершего брата, не могут свидетельствовать о фактическом принятии ими наследства, поскольку свидетель С.Т.Н. в судебном заседании пояснила, что выдала справки по просьбе и со слов Кузнецова В.А. и Кузнецовой В.П., документальных оснований для их выдачи у неё не имелось.
Других каких-либо доказательств о фактическом принятии наследства отцом соистцов и отцом соответчиков после смерти К.А.Ф., а также уважительных причин пропуска срока для принятия наследства, суду не представлено.
При таких обстоятельствах к ним не могут быть применены положения ст. 1156 ГК РФ (наследственная трансмиссия), а заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А., действующего в своих интересах и от имени и в интересах Осяниной Т.А., Кузнецова А.А., Кузнецова Н.А., к Кузнецовой В.П., Царской Л.П., Сберегательному банку Российской Федерации открытому акционерному обществу Майнское отделение № 4271, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании права собственности на земельный участок и денежный вклад в порядке наследования по закону отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд.
Судья