Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии, возмещении морального вреда,
установил:
ФИО1 (далее – истец, ФИО1) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ответчик, МВД по УР) о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии, возмещении морального вреда. Иск мотивирован тем, что согласно приказу МВД УР <номер>л/с от <дата> ФИО1 был принят стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, в органах внутренних дел прослужил до <дата>. Уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Согласно выписке, представленной отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по УР, выслуга лет истца по состоянию на <дата> составила в календарном исчислении 20 лет, а в льготном исчислении 25 лет. Считает, что в льготном исчислении выслуга определена неверно. На основании приказа ОБКСМ <номер> л/с от <дата> в период времени с <дата> по <дата> истец проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, на основании приказа МВД по УР 346 л/с от <дата> в период с <дата> по <дата> истец проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, на основании приказа МВД по УР <номер> л/с от <дата> в период времени с <дата> по <дата> истец проходил службу в должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР, на основании приказа МВД по УР <номер> л/с от <дата> в период времени с <дата> по <дата> истец проходил службу в должности старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР. В период прохождения службы в вышеуказанных должностях согласно должностным инструкциям истец систематически принимал непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на судебные заседания в суды <адрес>, следственные действия и обменные пункты в составе конвоя, утвержденного командиром ОБКСМ при МВД УР, ОБКСМ МВД УР, ОБОиК МВД по УР как с закрепленным за ним оружием, так и без него, на внутренних постах, что подтверждается журналами нарядов. Поскольку в указанный период истец исполнял должностные обязанности, непосредственно связанные с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых, то отказ в исчислении данных периодов службы в льготном исчислении является незаконным. При этом право на зачет стажа работы в льготном исчислении за сотрудниками полиции связано не с названием должности, а с характером и с конкретными условиями работы сотрудника полиции.
Просил обязать ответчика зачесть истцу указанные периоды времени в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В период с <дата> по <дата> ФИО1 находился в зоне боевых действий в Грузино-Абхазском регионе Республики Абхазия в составе миротворческих сил от Российской Федерации, о чем свидетельствует военный билет НЮ <номер>, выданный <адрес> военным комиссариатом Удмуртской Республики <дата>, удостоверением участника вооруженного конфликта <номер>, выданное Объединенным Штабом группы МС в зоне Грузино-Абхазского конфликта, а также Справкой войсковой части 61918 исх. <номер> от <дата>, подписанной начальником штаба войсковой части 61918. Считает, что указанный период подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.
Недоплатой пенсии, отношением к истцу (ответчик отказал в выдаче расчета выслуги лет), истцу причинен моральный вред, который истец оценивает в размере в сумме 20000 руб.
При подаче иска истец произвел расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000,00 руб., которые просит взыскать с ответчика.
В последующем истец ФИО1 изменил исковые требования в части пункта 1 искового заявления о возложении на ответчика обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы, когда он исполнял обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в льготном исчислении, с учетом уточнения иска просил обязать ответчика зачесть истцу в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца за периоды службы в органах внутренних дел с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить иск. При этом пояснил, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых. В период службы по призыву выполнял миротворческие функции в зоне Грузино-Абхазского конфликта. Моральный вред связывает с тем, что не дополучал пенсию, а также с тем, что емау не был выдан ответчиком расчет выслуги лет.
Представитель ответчика МВД по УР ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании дал суду показания, что с <дата> и до момента выхода ФИО1 на пенсию проходил службу вместе с ФИО1 С сентября 2002 года по осень 2008 года служил в должности милиционера, с осени 2008 года по осень 2009 года служил в должности инспектора службы ОБОиК МВД по УР, инспектора, старшего инспектора ОБОиК МВД по УР, с <дата> по настоящее время в должности заместителя командира ОБОиК МВД по УР. ФИО1 был милиционером, в 2012-2014 годах стал старшиной батальона. При этом осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в суды, на следственные действия, в медицинские учреждения.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании дал суду показания, что ему знаком ФИО1, они вместе проходили службу в конвойном батальоне примерно с 2002 года до 2018 года. При этом ФИО6 занимал должности старшего конвоя, командира отделения, старшего полицейского. ФИО1 служил в должностях милиционера, старшего батальона. Весь период службы ФИО1 осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в суды, ИВС, на место происшествия, на следственные действия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
С <дата> по <дата> истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел.
ФИО1 в периоды:
- с <дата> по <дата> проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР,
- с <дата> по <дата> проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР,
- с <дата> по <дата> проходил службу в должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР,
- с <дата> по <дата> проходил службу в должности старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР.
<дата> приказом МВД по УР от <дата> <номер>л/с ФИО1 уволен из органов внутренних дел на основании п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от <дата> №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
Согласно расчету МВД по УР на день увольнения выслуга лет ФИО1 составила в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 25 дней, в льготном исчислении 25 лет 04 месяца 14 дней.
Периоды службы ФИО1 с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> включены МВД по УР в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по делу не оспариваются.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от <дата> <номер> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ <номер>).
В соответствии со ст.ст. 1, 18 Закона РФ <номер> лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> установлен Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее – Порядок).
В силу абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от <дата> <номер>, от <дата> <номер>) право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с <дата> по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Периоды с <дата> по <дата> службы в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, с <дата> по <дата> службы в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР.
Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, действовавшей до <дата> (то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, опубликованного в «Собрании законодательства РФ» <дата> и вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования), не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».
Приказом МВД России от <дата> <номер>, в редакции, действующей с <дата> (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» <дата>, вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования), утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее по тексту - Перечень).
Таким образом, с <дата> и до <дата> (то есть до вступления в силу Перечня) необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 в периоды с <дата> по <дата> проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, с <дата> по <дата> проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР. Факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в эти периоды сторонами по делу не оспаривается и подтверждается должностным обязанностей ФИО1 по должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД по УР, утвержденной командиром ОБКСМ при МВД по УР <дата>, пояснениями истца ФИО1 и его представителя, не опровергнутыми представителем ответчика, а также показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6, данными ими в судебном заседании.
Так, согласно должностным обязанностям милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД по УР, в обязанности ФИО1 входило непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых (п. 1).
Приказом МВД РФ от <дата> <номер>, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовые штаты изоляторов органов внутренних дел для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и конвойных отделений милиции (приложение 1), а также строевых подразделений конвойной службы милиции (приложение 2). В типовые штаты строевых подразделений конвойной службы милиции (приложение 2) входил Отдельный батальон конвойной службы милиции, предусматривающий, в том числе, должность милиционера охранно-конвойной службы.
Приказом МВД УР от <дата> <номер> утверждены штаты Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, предусматривающие в составе строевых подразделений должность милиционера охранно-конвойной службы.
Приказом МВД УР от <дата> <номер> утверждено штатное расписание Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, предусматривающее в составе строевых подразделений должность милиционера охранно-конвойной службы.
На основании приказа МВД РФ от <дата> <номер>, являющегося ведомственным организационно-распорядительным актом, в целях совершенствования организационной структуры изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых утверждены типовые штатные расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение <номер>), а также подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения <номер>). В пункте 2 этого приказа министрам внутренних дел субъектов Российской Федерации предписано привести штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями. Приказ МВД РФ от <дата> <номер> признан утратившим силу.
В приложении <номер> к указанному приказу приведено типовое штатное расписание отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в которое включена должность милиционера. Во исполнение указанного приказа приказом МВД УР от <дата> <номер> утверждено штатное расписание Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР, предусматривающее должность милиционера. Штатное расписание Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, утвержденное приказом МВД УР от <дата> <номер>, признано утратившим силу.
Изложенное свидетельствует о переименовании отдельного батальона конвойной службы милиции в отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, занимаемая должность в котором милиционер включена как в утвержденный приказом МВД России от <дата> <номер> (п. 124), так и в утвержденный приказом МВД России от <дата> <номер> (раздел 2, п. 122) перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Несмотря на издание приказа МВД РФ от <дата> <номер>, приказ МВД УР <номер>, которым утверждено штатное расписание Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР, издан только <дата>, при этом назначение истца ФИО1 на должность милиционера Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР произведено ответчиком только с <дата> на основании приказа МВД УР от <дата> <номер>л/<адрес> этом расчет выслуги лет по указанной должности, которая включена в Перечень, произведен ответчиком в льготном исчислении на основании абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка.
Учитывая, что с <дата> до <дата>, то есть до вступления в силу Перечня, необходимым и единственным условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу, что расчет выслуги лет ФИО1 по должностям милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР (с <дата> по <дата>), милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР (с <дата> по <дата>), в период занятия которых истец непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подлежит льготному исчислению на основании абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании, что занимаемые истцом в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> должности соответствовали требованиям абзаца 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от <дата> <номер>, от <дата> <номер>), поскольку были связаны с непосредственным осуществлением им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
В связи с изданием постановления Правительства РФ от <дата> <номер> истец приобрел право на льготное исчисление выслуги лет с <дата>, поскольку непосредственно исполнял по занимаемым должностям функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Не утратил ФИО1 данное право и в связи с принятием постановления Правительства РФ от <дата> <номер>, которым абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка дополнен словосочетанием «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации». Обратное свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме связанных с вопросами льготного исчисления выслуги лет прав сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в Отдельном батальоне конвойной службы милиции и Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, являющихся по существу тождественными подразделениями МВД.
Период службы истца с <дата> (то есть со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>) по <дата> также подлежит включению в расчет выслуги лет в льготном исчислении, поскольку реализация права на льготное исчисление выслуги лет, установленного абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка, для сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в конвойных подразделениях милиции, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не может быть поставлена в зависимость от своевременности действий МВД России по утверждению перечня должностей, предусматривающих льготное исчисление выслуги лет, а также действий ответчика МВД по УР по приведению организационно-штатной структуры в соответствие с типовым штатным расписанием и, как следствие, по изменению наименований подразделений и должности, занимаемой истцом. Длительное неисполнение уполномоченным органом условия, введенного постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> и закрепление права на льготное исчисление выслуги в соответствующем перечне должностей только приказом Министра внутренних дел России <номер> от <дата>, а также несвоевременное проведение ответчиком организационно-штатных мероприятий (приведение наименования должности истца в соответствие с утвержденным штатным расписанием с <дата> по <дата>), ограничивает право истца на пенсионное обеспечение по формальным мотивам и нарушает положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающие правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, неоднократно высказываемую Конституционным Судом РФ, в частности в постановлении от <дата> <номер>-П.
Изложенное ответчиком МВД по УР при определении выслуги лет для назначения пенсии ФИО1 в льготном исчислении не было учтено, что и повлекло нарушение пенсионных прав истца.
Доводы ответчика как основанные на неверном толковании законодательства судом признаются необоснованными и отклоняются.
С учетом вышеизложенного нарушенное право истца подлежит судебной защите путем возложения на ответчика МВД по УР обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии ФИО1 в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периодов службы в органах внутренних дел в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР (с <дата> по <дата>), милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР (с <дата> по <дата>).
Периоды с <дата> по <дата> службы в должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР и с <дата> по <дата> службы в должности старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР.
Из дела видно, что в период с <дата> по <дата> истец занимал должность старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР, при этом период с <дата> по <дата> засчитан в выслугу истца в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льгот ное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД РФ от <дата> <номер> и в редакции Приказа МВД России от <дата> <номер>, и в редакции приказа от <дата> 697, то есть весь период службы истца в указанной должности, в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых предусматривалась Группа материально-технического обеспечения и обслуживания, в котором поименована должность старшины (114). Указанная должность отмечена символом *. Согласно примечанию, лицам, занимающим должности, отмеченные символом *, предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностным регламентом (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Также точно и Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслугу лет для назначения пенсий, утвержденным Приказом МВД России от <дата> <номер>, в разделе 2: должности, введенные до <дата>, в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в Группе материально-технического обеспечения и обслуживания поименована должность старшины (114), отмеченная символом «1». При этом в примечании указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «1», при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Должностной инструкцией старшины Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР старшины полиции ФИО1 предусмотрено личное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых (пункт 2.13).
Приказом МВД России от <дата> <номер> «О некоторых вопросах изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» утверждено типовое штатное расписание подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Приложение <номер> к данному приказу содержит типовое штатное расписание отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (при штатной численности 120 единиц и более), которое включает направление обеспечения и обслуживания и должность старшины.
Штатное расписание Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, утвержденное приказом МВД УР от <дата> <номер> в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР предусматривало Группу материально-технического обеспечения и обслуживания и должность старшины.
Штатное расписание Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, утвержденное приказом МВД по УР от <дата> <номер> в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР предусматривало Группу материально-технического обеспечения и обслуживания и должность старшины.
Штатное расписание Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, утвержденное приказом МВД по УР от <дата> <номер> в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД УР предусматривало Группу материально-технического обеспечения и обслуживания и должность старшины.
Изменения в штатное расписание территориальных органов МВД по УР в соответствии с приказом МВД по УР от <дата> <номер>, вступили в силу только с <дата>. Согласно новому штатному расписанию, в отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых появляется отделение материально-технического обеспечения, которое, в свою очередь, делится на направления:
- направление связи и специальной техники;
- направление вооружения;
- направление обеспечения и обслуживания с должностью старшины.
Таким образом, в Удмуртской Республике до <дата> переименования подразделения и должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР не произошло, в связи с чем у ответчика не было оснований перестать включать в выслугу лет истца в льготном исчислении период его службы в должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР с <дата>.
С <дата> произошли изменения в штатном расписании территориальных органов МВД по УР. Вместе с тем по неизвестной причине штатное расписание Отдельного батальона МВД по УР не было приведено в соответствие с типовым штатным расписанием подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от <дата> <номер> «О некоторых вопросах изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». В связи с чем с <дата> должность истца стала наименоваться как «Старшина направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР».
При этом согласно должностному регламенту (должностной инструкции) старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР ФИО1, утвержденному командиром ОБОиК МВД по УР <дата>, в числе обязанностей ФИО1 осталось по-прежнему личное участие в охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Решением комиссии по подтверждению исполнения сотрудниками отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых (протокол <номер> от <дата>) установлено, что ФИО1 в период прохождения службы в должности старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР с <дата> по <дата>, исполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых и имеет право на исчисление выслуги лет, для назначения пенсии, на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца).
Факт исполнения истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в спорные периоды подтверждается также и пояснениями истца и показаниями свидетелей в судебном заседании. Ответчик не имел оснований для исключения спорных периодов из выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В силу пункта «а» части 1 статьи 14 Закона РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Следовательно, возложение обязанности на МВД по УР включить в выслугу лет в льготном исчислении части спорных периодов службы ФИО1 влечет за собой необходимость перерасчета размера назначенной ему пенсии. Поэтому на ответчика подлежит возложению соответствующая обязанность по перерасчету пенсии истца.
Период с <дата> по <дата> службы по призыву в зоне боевых действий в Грузино-Абхазском регионе Республики Абхазия в составе миротворческих сил от Российской Федерации.
Согласно отметкам в военном билете НЮ N 8341313, истец ФИО1 в период с <дата> по <дата> проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ. В период с <дата> по <дата> выполнял задачи на территории государств Закавказья в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия. Постановлением Правительства РФ <номер> от <дата> пользуется установленными льготами. Этот период подлежит зачету в выслугу лет на пенсию в льгортном порядке из расчета + месяц службы к трем месяцам.
Закон от <дата> N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Законом от <дата> N 4468-1 и Федеральным законом от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В ст. 1 Закона от <дата> N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст. 2 Закона от <дата> N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части третьей ст. 18 Закона от <дата> N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым п. 5 постановления от <дата> N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй ст. 2 Закона от <дата> N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом от <дата> N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с чем период с <дата> по <дата> службы истца по призыву в зоне боевых действий в Грузино-Абхазском регионе Республики Абхазия в составе миротворческих сил от Российской Федерациизасчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но не подлежит зачету в льготном исчислении в выслугу лет.
Исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Требование о возмещении морального вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В рассматриваемом случае истец связывает моральный вред с действиями ответчика, нарушающими его имущественные права – начисление пенсии в меньшем размере, чем он должен быть при полноценном подсчете.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае истец связывает наступление морального вреда с нарушением его имущественных прав на получение пенсии в большем размере. Законом возмещение морального вреда для таких случаев не предусмотрено. Истец также связывает моральные вред с отказом ответчика выдать ему расчет выслуги лет, однако доказательств указанному обстоятельству истец не представил. Исковое требование о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
При подготовке дела к судебному разбирательству истцу разъяснялась обязанность доказать основания для взыскания судебных расходов, реальность и разумность судебных расходов истца, относимость указанных расходов к данному гражданскому делу.
Из материалов дела следует, что <дата> между ФИО7 (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключен договор оказания юридических услуг, в соответствии с разделом 1 которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать юридические услуги, а заказчик оплатить их. Исполнитель обязан оказывать следующие юридические услуги, связанные с судебным рассмотрением гражданско-правового спора по иску ФИО1 к МВД по УР о возложении обязанности включить в выслугу лет определенные периоды времени: представлять интересы заказчика в Октябрьском районном суде <адрес>, осуществить досудебный правовой анализ спорной ситуации, представить заключение о перспективах спора, знакомиться с материалами дела, дать заключение о перспективах оценки судом доказательств, представленных сторонами, подготовить проекты всех необходимых процессуальных документов, в том числе искового заявления, подписывать процессуальные документы от имени заказчика, получить копию решения или иного судебного акта, которым окончено рассмотрение дела в соответствующей инстанции. Цена услуг составляет 30000 руб.
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг к договору на оказание услуг, ФИО7 выполнены, а ФИО1 приняты следующие услуги по представлению интересов заказчика в Октябрьском районном суде по делу <номер>:
- составление и подача искового заявления;
- явка представителя в судебное заседание <дата>;
- участие представителя в двух судебных заседаниях;
- подготовка письменного возражения на отзыв и дополнений оснований исковых требований;
- подготовка письменного заявления о допросе свидетелей;
- подготовка письменного заявления о допуске представителя к ведению гражданского дела в суде;
- копирование документов для представления в материалы дела.
Согласно расписке от <дата>, денежные средства в размере 30000 руб. в счет оплаты стоимости оказанных услуг по договору от <дата> ФИО7 от ФИО1 получены.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.п. 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд признает расходы истца на оплату юридических услуг, заявленные к взысканию с ответчика, чрезмерными, в связи с чем подлежащими взысканию в части. Поскольку истцом представлены доказательства полученных юридических услуг, учитывая объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем услуг и принцип разумности, а также то, что истцом заявлено несколько неимущественных исковых требований, из которых требования о зачете в выслугу лет истца в льготном исчислении периода с <дата> по <дата> службы по призыву в зоне боевых действий в Грузино-Абхазском регионе Республики Абхазия в составе миротворческих сил от Российской Федерации, а также о возмещении морального вреда, не удовлетворены судом, суд определяет подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 10 000,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике зачесть ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы в органах внутренних дел с <дата> по <дата> в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР, с <дата> по <дата> в должности милиционера охранно-конвойной службы Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД УР, с <дата> по <дата> в должности старшины группы материально-технического обеспечения и обслуживания Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР, с <дата> по <дата> в должности старшины направления обеспечения и обслуживания отделения материально-технического обеспечения Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по УР, и произвести перерасчет пенсии ФИО1, исходя из расчета выслуги лет в льготном исчислении за указанные периоды службы, с момента назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. 00 коп.
Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периода с <дата> по <дата> службы по призыву в зоне боевых действий в Грузино-Абхазском регионе Республики Абхазия в составе миротворческих сил от Российской Федерации, а также о возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья Стех Н.Э.