Решение по делу № 2-2864/2020 ~ М-1281/2020 от 25.03.2020

Дело № 2-2864/2020

УИД: 39RS0001-01-2020-001788-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2020 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашаповой Т. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, третье лицо Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным отказа во включении в список граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Кашапова Т.В. обратилась в суд с указанным выше иском, с последующим уточнением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в льготном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При подаче заявлений о предоставлении жилищной субсидии в качестве члена семьи указывала свою дочь ФИО4 В соответствии с письмом Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она учитывалась в указанном списке под . ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства от 30 декабря 2017 г. № 1710 в рамках подтверждения права на получение субсидии обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области, однако письмом ответчика во включении в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано, в связи с тем, что у ее дочери ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ имеется в собственности квартира в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с жалобой и просила восстановить ее в льготном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе семьи в количестве одного человека по первоначальной дате постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, однако вновь получила отказ. Полагает, что такой отказ является незаконным, нарушает ее права, поскольку закон не связывает основания возникновения у гражданина права на получение субсидии в связи с наличием или отсутствием собственности у его родственников. Указывает, что тот факт, что ее дочь ДД.ММ.ГГГГ приобрела жилье в другом регионе, не лишает ее права на получение соответствующей субсидии. В связи с этим просит признать действия Министерства социальной политики Калининградской области, выразившиеся в отказе во включении в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконными, признать за ней право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» и обязать ответчика включить ее в льготный список граждан участников программы выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» составом один человек по первоначальной дате постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей, расходы за проживание свидетеля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в размере 1 710 рублей и на проезд свидетеля в г. Калининград в размере 4 598 рублей.

Кашапова Т.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель Кашаповой Т.В.Боярская Л.Д., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что закон не связывает основания возникновения у гражданина права на получение субсидии в связи с наличием или отсутствием собственности у его родственников. Считает, что факт приобретения ФИО4 жилья, не лишает Кашапову Т.В. права на получение соответствующей субсидии и не является обстоятельством, влияющим на право, возникшее в рамках Федерального закона от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей».

Представитель Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования Кашаповой Т.В. оставить без удовлетворения, поскольку в ходе проверки учетного дела выявлено, что истец обеспечена жилой площадью в составе семьи своей дочери ФИО4 У ФИО4 с которой Кашапова Т.В. вместе выехали из районов Крайнего Севера, приживали и были зарегистрированы совместно значится в собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Представитель Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. обратилась к начальнику управления учета и найма жилья Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением, в котором просила включить ее в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди со ДД.ММ.ГГГГ, указав в заявлении в составе семьи – дочь ФИО4 и сообщив, что она и члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.

Письмом Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ Кашаповой Т.В. сообщено, что она состоит в льготном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время учитывается в данном льготном списке под .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением, в котором просила предоставить информацию о ее очереди по состоянию на настоящий момент.

Письмом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Кашаповой Т.В. сообщено, что в ходе проверки ее учетного дела было установлено, что она обеспечена жилой площадью в составе семьи своей дочери ФИО4 У ФИО4 с которой она вместе выехали из районов Крайнего Севера, приживали и были зарегистрированы совместно значится в собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В связи с чем правовых оснований для включения ее в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, не имеется.

Не согласившись с данным ответом, ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с жалобой, в которой просила восстановить ее в льготном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе семьи в количестве одного человека по первоначальной дате постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Однако в удовлетворении данного заявления Кашаповой Т.В. было отказано, с указанием на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она учитывалась в списке выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под . Однако в сводном списке на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. не значилась.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Управлении учета найма и жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «<адрес>», составом семьи 2 человека (она и ее дочь) и значится под .

В ходе проверки ее учетного дела было установлено, что согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за ФИО4 значится в собственности квартира площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, приобретенная в ипотеку на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем правовых оснований для включения ее в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, не имеется.

Считая такие действия ответчика незаконными, Кашапова Т.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Между тем, суд находит доводы стороны истца не основанными на нормах материального права.

Так, обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Согласно указанному Постановлению, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.

Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями статьи 4 того же Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, которым является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 5 того же Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.; в этих целях той же статьей установлен норматив общей площади жилого помещения для семей различного состава, а также порядок определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. и имеющего право на получение жилищной субсидии, для целей этого Федерального закона признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (части шестая и седьмая ст. 5 Закона).

Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательства, подлежавших применению в целях определения права истца и членов его семьи на предоставление жилищной субсидии (подтверждаемого государственным жилищным сертификатом), условием признания других граждан членами семьи истца являлось их постоянное совместное проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо такое проживание на момент выезда из указанных районов.

Кроме того, правовое значение в целях постановки на учет, а соответственно, и определения очередности предоставления жилищной субсидии имеет наличие у гражданина, а также у членов его семьи других жилых помещений на территории Российской Федерации (за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). При наличии таких помещений, по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подлежит оценке нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Статьей 3 того же Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

В силу п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Согласно подп. «в» «д» «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Из содержания указанных норм следует, что право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями граждан, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Факт наличия жилья означает отсутствие такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Анализ Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Жилищным законодательством предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 4 февраля 2014 г. № 42 «О регистрации и учете граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета» Министерство социальной политики Калининградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области для осуществления регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

В целях реализации указанного Постановления Правительства Калининградской области Министерством социальной политики Калининградской области принят приказ от 19 июля 2017 г. № 422 «О порядке регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета» в соответствии с которым на Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность по принятию соответствующего решения о постановке на учет или отказе в таком учете.

В ходе рассмотрения данного дела также установлено и подтверждается материалами учетного дела, что Кашапова Т.В. вместе со своей дочерью ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ выехала из <адрес> в <адрес>.

Кашапова Т.В. и ее дочь ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. проживала в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. зарегистрирована в <адрес> жилом помещении общей площадью <данные изъяты> у собственника жилья не являющегося ее родственником.

ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> жилом помещении общей площадью <данные изъяты> у собственника жилья являющегося ее родственником.

ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В., как житель, выехавший из районов Крайнего Севера, обратилась в управление учета и распределения жилья мэрии г. Калининграда с заявлением о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий составом семьи два человека – она и дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ и заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения.

Как следует из выписки протокола заседания городской общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. на основании п. 1 ст. 9 Постановления Областной Думы от 11 сентября 1997 г. № 64 включена в общую очередь на получение жилой площади, а также в списки льготной очереди составом семьи 2 человека – она и дочь ПахтоваТ.С. с ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. и ФИО6 зарегистрированы по адресу: <адрес>

Согласно письму Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ Кашапова Т.В. состоит в льготном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время учитывается в данном льготном списке под .

Из ответа Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Управлении учета найма и жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», составом семьи 2 человека (она и ее дочь) и значится под .

Письмом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Кашаповой Т.В. сообщено, что об отсутствие правовых оснований для включения в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, поскольку в ходе проверки ее учетного дела было установлено, что в собственности ее дочери ФИО4 значится в собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

Как следует из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 значится в собственности квартира площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, приобретенная в ипотеку на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6, пояснила, что до 2005 г. проживала в г. Калининграде совместно с матерью Кашаповой Т.В. в 2005 г. уехала в г. Москву и в 2014 г. приобрела в ипотеку квартиру в г. Москве по адресу: <адрес>. Полагала, что приобретение ею квартиры в ипотеку в <адрес> не должно лишать ее мать права на получение соответствующей субсидии.

Между тем, показания данного свидетеля подтверждают фактические обстоятельства, указанные стороной истца, а также не опровергают доводы представителя ответчика о наличии у члена семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Кашапова Т.В., как член семьи ФИО4 имеет право пользоваться указанным жилым помещением на правах члена семьи, следовательно, не нуждается в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты, вследствие чего ее нельзя признать лицом, имеющим право на получение жилищной субсидии.

Кроме того, материалы учетного дела не содержат сведений о том, что истец сообщила в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» сведения о наличии у члена ее семьи жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, и что при этом, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца не отпала, тем самым истец лишила органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ней и ее семьей право состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

Наличие у члена семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Каких-либо доказательств того, что Кашапова Т.В. с учетом имевшегося в собственности у члена его семьи – дочери ФИО4, жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, нуждается в улучшении жилищных условий, суду не представлено.

Как следует из материалов дела, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об исключении ее из состава семьи матери Кашаповой Т.В.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может повлечь за собой право истца на получение жилищной субсидии, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет 18 февраля 2003 г., поскольку ею нарушены правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера Постановка на учет указанной категории граждан носит заявительный характер, право на получение жилищной субсидии подтверждается ежегодно.

Доводы истца о том, что в данном случае нарушены ее права, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу п. 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от 1 октября 2010 г. № 2406/р-кми, Кашапова Т.В. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека (она и дочь ФИО6) и исключена из списка граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Вместе с тем, требования об оспаривании данного распоряжения в ходе рассмотрения дела заявлены не были.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Кашапова Т.В., нарушив правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, тем, что не предоставила в орган местного самоуправления достоверные сведения об условиях, на основании которых она была поставлена на учет, утратила право состоять на учете с даты первоначальной постановки на учет. Вопрос о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации) подлежит рассмотрению вновь при условии подачи заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном вышеприведенными нормами права.

Ссылки истца на судебную практику, суд находит несостоятельными, поскольку вопрос о получении жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» решается в каждом конкретном случае с учетом установленных в отношении гражданина обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия Министерства социальной политики Калининградской области, выразившиеся в отказе Кашаповой Т.В. во включении в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются законными и обоснованными.

Учитывая изложенное, правовых оснований для признании за Кашаповой Т.В. права на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» составом один человек по первоначальной дате постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Соответственно, не подлежат удовлетворению исковые требования Кашаповой Т.В. о понуждении Министерства социальной политики Калининградской области включить ее в льготный список граждан участников программы выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25 октября 2003 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» составом один человек по первоначальной дате постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ

В силу положений ст. 98 ГПК РФ, понесенные Кашаповой Т.В. по делу расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей, расходы за проживание свидетеля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> размере 1 710 рублей и на проезд свидетеля в г. Калининград в размере 4 598 рублей возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кашаповой Т. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, третье лицо Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным отказа во включении в список граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 3 ноября 2020 г.

    Судья Н.В. Паршукова

2-2864/2020 ~ М-1281/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кашапова Татьяна Васильевна
Ответчики
Министерство социальной политики правительства Калининградской области
Другие
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград"
Боярская Дарья Леонидовна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2020Предварительное судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.12.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.01.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
17.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее