Судья Потапова С.В. Дело <данные изъяты>а-5637
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Найденовой Л.А.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 22 февраля 2017 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Дорофеева С. Н. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в согласовании договора аренды земельного участка, о возложении обязанности согласовать договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Дорофеева С.Н. – адвоката Саркисяна К.Р.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Дорофеев С.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в согласовании договора аренды земельного участка, о возложении обязанности согласовать договор аренды земельного участка. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что <данные изъяты> он обратился в администрацию Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1.100 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д.Брёхово. Местная администрация обеспечила выбор земельного участка и его поставку на кадастровый учет. <данные изъяты> в газете «Сенеж» Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка. Единственным заявителем по прошествии месяца был он. Местная администрация подготовила проект решения о предоставлении ему земельного участка в аренду и направила его с необходимыми документами для согласования в Министерство имущественных отношений <данные изъяты>. <данные изъяты> Межведомственная комиссия Министерства имущественных отношений <данные изъяты> приняла решение об отказе в согласовании проекта договора аренды земельного участка в связи с нарушением процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка. Считал указанное решение незаконным и необоснованным. Просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> в согласовании проекта договора аренды земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений <данные изъяты> совершить действия по согласованию проекта договора аренды земельного участка.
Административный ответчик Министерство имущественных отношений <данные изъяты> своего представителя в суд не направило.
Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство имущественных отношений <данные изъяты> подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения представителя Дорофеева С.Н., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Свое решение по делу суд мотивировал тем обстоятельством, что, учитывая правовые положения ст.30.1 ЗК РФ, нарушений процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка не усматривается.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку выводы суда не основаны на материалах административного дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Разбирательством по делу установлено, что <данные изъяты> Дорофеев С.Н. обратился в администрацию Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду для ИЖС земельного участка площадью 1.100 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Кутузовское, д.Брехово.
Администрация Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> обеспечила выбор земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
<данные изъяты> в газете «Сенеж» Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение о предоставлении указанного земельного участка.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> было отказано в согласовании проекта договора аренды указанного земельного участка в связи с нарушением процедуры опубликования извещения.
В соответствие с п.16 ч.3 ст.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с <данные изъяты> осуществляют <данные изъяты> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <данные изъяты>.
В соответствие с п.п.4, 6 ч.1 ст.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствие с ч.3 ст.2 указанного <данные изъяты> реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, осуществляется при наличии согласия <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном <данные изъяты>.
Ч.3 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений <данные изъяты> является уполномоченным центральным органом государственной власти <данные изъяты>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <данные изъяты> и городских округов <данные изъяты> по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <данные изъяты> документов для согласования решений о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Таким образом, с <данные изъяты>, то есть, после вступления в действие <данные изъяты> от <данные изъяты> №<данные изъяты>-ОЗ, 107/2014-ОЗ предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с ЗК РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений <данные изъяты>.
Административному истцу было отказано в согласовании предоставления земельного участка в аренду на том основании, что была нарушена процедура извещения о предоставлении земельного участка.
В соответствие с абз.2 п.3 ст.30.1 ЗК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения соответствующего заявления от гражданина опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.
Между тем требуемый действующим законодательством порядок предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду административному истцу не был соблюден.
Так, администрацией Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> был нарушен принцип публичности, направленный на информирование широкого круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду с целью выявления как можно большего числа претендентов на приобретение земельного участка и предоставления им равных возможностей, а также на предоставление возражений относительно размещения конкретного объекта на испрашиваемом для целей аренды земельном участке.
В нарушение ч.3 ст.30.1 ЗК РФ информация о намерении предоставить земельный участок в аренду в сети «Интернет» на сайте администрации Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> не была опубликована.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, ч.1 ст.34 ЗК РФ, не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не имеется.
В публикации не содержалось сведений о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В публикации также не содержалось сведений о виде права предоставления земельного участка, в частности, в аренду и о сроке аренды земельного участка.
Не было в публикации и сведений, позволяющих заинтересованному лицу получить дополнительную информацию, конкретизирующую земельный участок, в частности, сведений о кадастровом номере земельного участка и о возможности ознакомиться со схемой расположения земельного участка для принятия решения.
Несоблюдение требования действующего законодательства о публикации в местном печатном средстве массовой информации сведений о наличии предполагаемого для передачи земельного участка исключило возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на спорный земельный участок, что нарушило интересы неопределенного круга лиц, необоснованно создало для административного истца приоритеты на получение права аренды на испрашиваемый земельный участок, исключило возможность эффективного распоряжения этим земельным участком на конкурсной основе, что привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Дорофеева С. Н. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в согласовании договора аренды земельного участка, о возложении обязанности согласовать договор аренды земельного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи: