Дело № 2-7840/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайленко А.А. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Главному управлению ФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Михайленко А.А. обратился с иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 16.03.2018 г. Михайленко А.А. направлен в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю для отбывания наказания в виде принудительных работ, где с момента прибытия администрация начала производить отметки о нахождения в учреждении по системе биосмарт - 8 отметок, по общему построению – 2 отметки, по учету осужденных в журнале почасовой отметки – 16 отметок под роспись осужденного, ночные отметки почасовые – 8 отметок, итого: суточное количество отметок составляет 34 отметки различного вида. Вышеуказанные нарушения, по мнению истца, привели к нарушению его личных прав. Вследствие допущенных нарушений истец претерпел физически и нравственные страдания и просит взыскать с ответчиков за счет казны РФ денежную компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.
Истец Михайленко А.А., участие которого обеспечено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи на территории колонии, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю - Сазанакова Т.Т. (по доверенности от 26.12.2016 г.) заявленные требования не признала, пояснила, что истцом не представлено доказательств наступления последствий содержания его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, полагала, что истцом предъявлены требования к ненадлежащему ответчику, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России.
Представитель ответчика ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю - Щербак Д.А. (по доверенности от 05.12.2016 г.) заявленные требования не признал, пояснил, что истцом не представлено никаких доказательств того, что истец претерпел физические и нравственные страдания, в период отбывания наказания в виде принудительных работ.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю - Щербак Д.А. (по доверенности от 29.08.2017 г.) заявленные требования не признал, пояснил, что истцом не представлено никаких доказательств того, что истец претерпел физические и нравственные страдания, в период отбывания наказания в виде принудительных работ.
Представитель ответчика ФСИН России, Щербак Д.А. (по доверенности от 02.08.2017 г.) заявленные требования не признал, пояснил, что истцом не представлено никаких доказательств того, что истец претерпел физические и нравственные страдания, в период отбывания наказания в виде принудительных работ.
Представитель ответчика Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил сообщение о том, что судебное извещение было направлено в прокуратуру Советского района г.Красноярска, для участия в судебном заседании, поскольку в соответствии с приказом прокурора Красноярского края от 02.02.2018 г. № 33 надзор за соблюдением законов администрацией изолированного участка при ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, функционирующего как исправительный центр, при исполнении наказаний в виде принудительных работ, а также администрациями организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам возложен на прокуратуру Советского района г. Красноярска.
Представитель ответчика прокуратуры Советского района г. Красноярска – помощник прокурора Советского района г. Красноярска Гайдук П.Н. заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания. Согласно п. 2 ст. 151, ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. В соответствии с разъяснением п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с п.п. 2,3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 8 «Об утверждении порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры» изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, создаются при исправительных учреждениях. Решение о создании изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, принимается Федеральной службой исполнения наказаний на основании предложений территориального органа ФСИН России.
Исходя из пунктов 1, 2 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 311 «Об утверждении порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» настоящий Порядок осуществления надзора за осужденными к принудительным работам в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации определяет осуществление администрацией исправительного центра надзора, состоящего в наблюдении и контроле за поведением осужденных к принудительным работам в ИЦ и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Наблюдение и контроль за поведением осужденных включают: контроль за исполнением осужденными Правил внутреннего распорядка ИЦ; осуществление пропускного режима на территории ИЦ, проверку наличия у осужденных документов установленного образца, удостоверяющих их личность; проведение проверок наличия осужденных в ИЦ и по месту работы, а также в иных местах их пребывания; обеспечение установленного порядка и условий отбывания наказания осужденными, водворенными в помещение для нарушителей.
Согласно пунктам 4, 6, 7 Приказа от 27.12.2016 г. № 311 надзор в ИЦ осуществляется на постоянной основе на территории ИЦ в соответствии с планом мероприятий по надзору. В план мероприятий по надзору на месяц включаются: проверки выполнения осужденными ПВР ИЦ; графики дежурства сотрудников ИЦ; проверки наличия осужденных по месту работы, а также в иных местах их пребывания. При организации надзора учитывается информация о поведении осужденных, представленная в журнале учета информации ИЦ.
В силу пунктов 8, 9, 10, 11, 15 Приказа от 27.12.2016 г. № 311 проведение проверок наличия осужденных в ИЦ осуществляется ежедневно, не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время по контрольным карточкам на осужденного, содержащегося в ИЦ, путем численного подсчета и пофамильной переклички. При понижении температуры ниже минус 25 °C проверки проводятся в помещениях. От проверок освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), находящиеся в отпусках, а также на работах, прекращение которых невозможно. По окончании проверки ее результаты сверяются с учетными данными по приему, перемещению и освобождению осужденных в ИЦ и заносятся в журнал учета рапортов приема-сдачи дежурств и учета выполнения мероприятий по надзору за осужденными. При наличии технической возможности при осуществлении надзора могут использоваться технические средства наблюдения и контроля, в том числе на постоянной основе. Надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории ИЦ, а также вне пределов ИЦ, за осужденными, проживающими за пределами ИЦ либо находящимися на стационарном лечении в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день.
Судом установлено, что Михайленко А.А. с 16.03.2018 г. по 10.04.2018 г. находился в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 11.04.2018 г. убыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приказом начальника ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 20.04.2018 г. № 61 утвержден распорядок дня для осужденных, отбывающих наказание в изолированном участке функционирующем, как исправительный центр ФКУ ИК-27, и образца заправки койки для осужденных ИУФИЦ ФКУ ИК-27 проверки наличия осужденных осуществляются с 06:40 до 07:00 и с 19:20 до 19:40.
Согласно справке начальника ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю М.А.В. в соответствии с п. 8 Приказа Минюста России от 27.12.2016 г. № 311 проведение проверок наличия осужденных в исправительных центрах осуществляется ежедневно, не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время по контрольным карточкам на осужденных, содержащегося в исправительных центрах, путем численного подсчета и пофамильной переклички. Согласно распорядка дня осужденных ИУФИЦ ИК-27 утвержденного приказом ИК-27 от 20.04.2018 г. № 61 «Об утверждении распорядка дня для осужденных, отбывающих наказание в изолированном участке функционирующем, как исправительный центр ФКУ ИК-27, и образца заправки койки для осужденных ИУФИЦ ФКУ ИК-27», проверки наличия осужденных осуществляются с 06:40 до 07:00 и с 19:20 до 19:40. В соответствии с п. 10 Приказа Минюста РФ от 27.12.2016 г. № 311 от проверок освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), находящиеся в отпусках, а также на работах, прекращение которых невозможно. Также согласно вышеуказанного распорядка, при посещении столовой на завтрак, обед и ужин перед приемом пищи, а также перед отбоем осужденные проходят регистрацию на модулях системы биометрического контроля. Также поясню, что в ИУФИЦ ИК-27 помимо проверок наличия осужденных в установленное распорядком дня время других проверок, как с использованием технических средств, так и без них, не проводится.
Согласно справке психологической лаборатории ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю Б.М.В, согласно штатного расписания в ИУФИЦ ИК-27 не предусмотрено должности психолога, однако, в соответствии с тем, что ИУФИЦ ИК-27 является структурным подразделением ИК-27, за осуществлением первоначального психологического обследования осужденных к принудительным работам закреплены сотрудники психологической лаборатории ИК-27. По вопросам в отношении осужденного Михайленко А.А., поясняю, что в период отбывания наказания в виде принудительных работ с 16.03.2018 г. по 11.04.2018 г., Михайленко А.А. за психологической помощью в психологическую лабораторию ИК-27 не обращался, жалоб на психо-эмоциональное состояние не высказывал.
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю М.А.Ю. от 04.06.2018 г. на судебный запрос: в ИК-27, в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, не предусмотрено ведение журнала почасовых отметок осужденных отбывающих наказание в виде принудительных работ на изолированном участке функционирующем как исправительный центр ИК-27 (далее - ИУФИЦ ИК-27). Проверки осужденных отбывающих наказание в ИУФИЦ ИК-27 проводятся в соответствии с п. 8 Приказа Минюста России от 27.12.2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам», а именно: проведение проверок наличия осужденных в исправительных центрах осуществляется ежедневно, не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время по контрольным карточкам на осужденных, содержащегося в исправительных центрах, путем численного подсчета и пофамильной переклички. Согласно приказа ИК-27 от 20.04.2018 г. № 61 «Об утверждении распорядка дня для осужденных, отбывающих наказание в изолированном участке функционирующем, как исправительный центр ФКУ ИК-27, и образца заправки койки для осужденных ИУФИЦ ФКУ ИК-27, проверки наличия осужденных осуществляются с 06:40 до 07:00 и с 19:20 до 19:40. Иная информация в распоряжении ИК-27 отсутствует.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом, исходя из требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии вреда и причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и наступившими последствиями. Нарушений каких-либо нематериальных благ истца, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, судом не установлено.
Суд исходит из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии ежечасных проверок наличия истца в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период его отбывания наказания в виде принудительных работ с 16.03.2018 г. по 11.04.2018 г., в материалы дела не представлено.
Ссылки истца на нарушение администрацией ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю норм уголовно-исполнительного законодательства, а также типовых инструкций по надзору за осужденными к принудительным работам, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку, согласно пунктам 8, 9, 10, 11, 15 приказа от 27.12.2016 г. № 311, проведение проверок наличия осужденных в ИЦ осуществляется ежедневно, не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время по контрольным карточкам на осужденного, содержащегося в ИЦ, путем численного подсчета и пофамильной переклички. При понижении температуры ниже минус 25 °C проверки проводятся в помещениях. От проверок освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), находящиеся в отпусках, а также на работах, прекращение которых невозможно. По окончании проверки ее результаты сверяются с учетными данными по приему, перемещению и освобождению осужденных в ИЦ и заносятся в журнал учета рапортов приема-сдачи дежурств и учета выполнения мероприятий по надзору за осужденными. При наличии технической возможности при осуществлении надзора могут использоваться технические средства наблюдения и контроля, в том числе на постоянной основе. Надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории ИЦ, а также вне пределов ИЦ, за осужденными, проживающими за пределами ИЦ либо находящимися на стационарном лечении в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день.
С учетом изложенного, положениями приказа от 27.12.2016 г. № 311 не запрещено администрации ИУФИЦ производить проверки наличия осужденных в исправительном учреждении более двух раз в день, с учетом информации о поведении осужденных, представленной в журнале учета информации исправительного учреждения.
Учитывая, что суду не представлено доказательств нарушения принадлежащих истцу каких-либо личных неимущественных прав и личных нематериальных благ, наличия причинно-следственной связи между содержанием его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю и нарушением его прав, принимая во внимание, что обстоятельства иска в части ненадлежащего содержания в ИУФИЦ не содержат указаний на наступление последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения вреда Михайленко А.А. в период его отбывания наказания в виде принудительных работ в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю по заявленным им основаниям.
Неудобства, которые Михайленко А.А. мог претерпеть, в связи с нахождением его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Конституционный суд РФ в своих определениях (от 16.10.2003 г. № 371-О, от 19.07.2007 г. № 480-О-О, от 20.03.2006 г. № 162-О-О) указал, что в любом случае лицо, совершающие умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, свободы передвижения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения вреда Михайленко А.А., следовательно, и оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайленко А.А. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Главному управлению ФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков