Гражданское дело №2-1289/2022
УИД: 68RS0001-01-2022-000361-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года г.Тамбов, ул.Советская, 191
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре Аракелян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» к Щербаковой Юлии Васильевне о признании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям недействительным,
УСТАНОВИЛ:
АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» (АО ОРЭС- Тамбов») обратились в суд с иском к Щербаковой Ю.В. с учетом изменений исковых требований от 29.03.2022 просили признать недействительным договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ в силу ничтожности и взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Мотивировали исковые требования тем, что на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ о подключении гаражей ГСК «<данные изъяты> выданный на основании технических условий № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий ответчику гараж имеет непосредственное присоединение к системе электроснабжения ГСК <данные изъяты>», ранее должным образом присоединенного к электрическим сетям, то есть в отношении объекта выполнена процедура технологического присоединения, в связи с чем, учитывая положения Федерального закона «Об электроэнергетике» от 23.03.2003 г. № 35-ФЗ, повторное техническое присоединение не предусмотрено. При выезде на место сотрудниками АО «ОРЭС-Тамбов» было установлено, что гараж №, расположенный по адресу: <адрес> имеет фактическое подключение к электрическим сетям, что подтверждается фотоизображениями. Полагает, что ответчик намеренно ввел сетевую организацию в заблуждение, указав в заявке на технологическое присоединение, что гараж - впервые вводимое устройство, что не соответствует действительности. Сетевая организация заключила с ответчиком договор № от ДД.ММ.ГГГГ исходя из заявления заявителя, который несет ответственность за достоверность документов. Согласно п.1 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 23.03.2003 г. № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер. Истец полагал, что в силу п.2 ст.168 ГК РФ договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с Щербаковой Ю.В., является недействительным, как сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (ничтожна). Исполнение истцом заключенного с ответчиком договора может привести к нарушению прав других лиц, так как затраты в связи с выполнением мероприятий по технологическому присоединению будут компенсированы за счет тарифа на передачу электрической энергии, плательщиками которого являются конкретные потребители.
В судебном заседании представители АО ОРЭС- Тамбов» по доверенности Чернышова Ю.С., участвующая до перерыва, Жеребятьева Н.Н., участвующая после перерыва, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске. В ходе рассмотрения дела представители истца пояснили, что над гаражом ответчика, на всем протяжении линии гаражей проходит воздушная линия электропередачи, на стене гаража установлена опора внутри которой проложен провод, выведенный наружу, идущий к линии электропередачи в ТП-0121 и в гараж ответчика. На гараже ответчика имеется прибор учета электроэнергии с проводами. Также указали на то, что препятствий в пользовании электроэнергией от ТП-0121 у Щербакова Ю.В. не имеется. Также ссылаются на то, что после прекращения деятельности ГСК «<данные изъяты>» Гордеев Б.В. был уполномочен владельцами гаражей, находящихся на земельном участке бывшего ГСК <данные изъяты>», на переоформление документов на электроснабжение и на заключение договора энергоснабжения гаражей.
Щербакова Ю.В. и ее представитель по устному ходатайству Гордеев Б.В. исковые требования не признали. Ответчик пояснила, что приобретенный ею гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, не был подключен к электрическим сетям. В связи с чем, в частном порядке она наняла третье лицо для подключения гаража к электрическим сетям. Электричество в гараже было не всегда, а по какой причине ей неизвестно. С целью оформления документов по совету Гордеева Б.В., она обратилась в АО ОРЭС- Тамбов» для заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Гордеев Б.В. пояснил в суде, что мощность трансформаторной подстанции ТП-0121, от которой запитаны гаражи бывшего ГСК <данные изъяты>», недостаточна для присоединения дополнительных гаражей. Щербакова Ю.В. приобрела земельный участок и гараж значительно позже того, как Гордеев Б.В. был уполномочен собственниками гаражей заключить договор присоединения к электрическим сетям и заключил данный договор. Является гараж № одним из тех 420 гаражей, которые присоединены к электрическим сетям на основании договора присоединения, ему неизвестно.
Представитель третьего лица администрации г. Тамбова по доверенности Смирнов Д.А. оставил принятие решение на усмотрение суда, пояснив, что трансформаторная подстанция ТП-0121 не числится в реестре муниципального имущества, с заявлением о признании данного объекта бесхозяйной вещью никто не обращался.
Третье лиц АО "Тамбовская областная сбытовая компания" просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законам в силу признания ее таковой (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 168 ГПК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно п.1 ст.21 ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, среди прочего, устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пунктам 6, 8, 8 (5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Далее – Правила № 861) Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.Пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, определено, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Согласно пункту 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, в числе прочего, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.1.2 Письма Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2020 г. N ИА/56450/20 "О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России" под однократностью технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Щербакова Ю.В. является собственником гаража № и земельного участка под гаражом, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№, договором купли-продажи гаража с земельным участок от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и ФИО6
Также на основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что спорный гараж построен в 2005 году.
В период существования ГСК «<данные изъяты>» в 2001 году было осуществлено технологическое присоединение ГСК к электрическим сетям через ТП-0121, что подтверждается актом приемки-передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, техническими условиями № от.ДД.ММ.ГГГГ, выданными МУП «Горэлектросеть».
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ГСК «<данные изъяты> в 2008 году прекратил свою деятельность.
После прекращения деятельности ГСК <данные изъяты>» 30.09.2016 на общем собрании собственников гаражей, расположенных в районе <адрес> <адрес> (территория бывшего ГСК «<данные изъяты>»), всего 420 собственников гаражей, было принято решение о наделении одного из собственников гаражей Гордеева Б.В. полномочиями по представлению интересов собственников гаражей в ресурсоснабжающей организации и иных организациях по вопросу заключения в отношении гаражей договоров энергоснабжения, технологического присоединения с правом подписи договора энергоснабжения и иных документов, необходимых для заключения договоров энергоснабжения, что следует из протокола общего собрания собственников гаражей. Данный протокол было решено считать доверенностью, выданной собственниками гаражей Гордееву Б.В. на представление их интересов.
Одним из участников общего собрания собственников гаражей была прежний собственник гаража № – ФИО6, которая проголосовала за наделение Гордеева Б.В. полномочиями по заключению договора энергоснабжения в интересах собственников гаражей, что следует из листа голосования.
Таким образом, исходя из года постройки гаража (2005), прежний его собственник ФИО6 на общем собрании собственников гаражей выразила желание на подключение гаража № к электрическим сетям, что свидетельствует о намерении подключить его к электрическим сетям через ТП-0121. Соответственно в порядке универсального правопреемства ответчику Щербаковой Ю.В. перешло право на подключении к электрическим сетям через ТП-0121, что она фактически и сделала.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между АО «ТКС «Электрические сети» и Гордеевым Б.В. заключен договор восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по восстановлению (переоформлению) технической документации по ранее присоединенному объекту (гаражи (бывший ГСК «Стартер»)) заявителя, расположенного по адресу: <адрес>, в районе пересечения <адрес> и <адрес>.
На основании Акта № от ДД.ММ.ГГГГ гаражи бывшего ГСК «Стартер» были подключены к электрическим сетям через ТП-0121.
ДД.ММ.ГГГГ АО «ТКС «Электрические сети» и Гордеевым Б.В. был подписан акт № разграничения балансовой принадлежности сторон в отношении электроустановок, находящихся по адресу: гаражи (бывший ГСК «Стартер») по адресу: <адрес>, в районе пересечения <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания» и Гордеевым Б.В. заключен договор энергоснабжения №, согласно которому гарантирующий поставщик (ОАО «ТОСК») обязуется отпускать электрическую энергию потребителю до границ балансовой принадлежности электросети с качеством, установленным действующим законодательством, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности сторон между сетевой организацией и потребителем и фактической схемой электроснабжения по соответствующей точке поставки, расположенной по адресу: <адрес>, в районе пересечения <адрес> и <адрес>.
Также из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договор заключен в интересах 420 гаражей, находящихся в <адрес> в районе пересечения <адрес> и <адрес>.
Гордеев Б.В. при заключении вышеназванных договоров, при подписании акта разграничения балансовой принадлежности сторон действовал на основании доверенностей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Гордеевым Б.В. совершены действия по представлению интересов в том числе прежнего собственника спорного гаража ФИО6 в отношениях с сетевой организацией. В том числе, в интересах ФИО6 был заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом при обследовании гаража №, заявленного к технологическому присоединению к электрическим сетям, сотрудниками истца было установлено наличие фактического присоединения объекта к электрическим сетям.
Факт присоединения гаража к электрическим сетям подтверждается представленными в материалы дела фотоизображениями гаража, линии электропередачи над гаражом, опоры на стене гаража, через которую проходят провода к гаражу №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что подключение гаража № к электрическим сетям через ТП-0121 является законным.
Вместе с тем, заключенный между АО «ОРЭС-Тамбов» и Щербаковой Ю.М. договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя: ВРУ-0,23 кВ гаража нельзя признать законным.
Доводы Гордеева Б.В. о том, что вследствие присоединения гаража № к линии электропередачи снизится мощность передачи электроэнергии, и иные владельцы гаражей не будут получать электроэнергию, ничем не подтверждены. Кроме того, в случае снижения мощности передачи электроэнергии возможно обращение в компетентные организации по вопросу восстановления мощности.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется по принципу однократности, суд находит исковые требования АО «ОРЭС-Тамбов» подлежащими удовлетворению и полагает возможным признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между АО «ОРЭС-Тамбов» и Щербаковой Ю.В., недействительным, как не соответствующий требованиям закона.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ требования АО «ОРЭС-Тамбов» о взыскании государственной пошлины в размере 6000 руб. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2022
░░░░░ ░.░. ░░░░░░