Дело № 2-2060/2019
24RS0024-01-2019-001799-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Шикула О.В. к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Радуга» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах ФИО1 к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Радуга» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что истец принят на работу 31.07.2016 года сторожем, с ним заключен трудовой договор, дополнительным соглашением к трудовому договору от 25.12.2017года работнику установлен т минимальный оклад 2552 руб. Было выявлено нарушение трудовых прав работника со стороны его работодателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Радуга», выразившееся в выплате заработной платы за период с января по август 2018 г. ниже минимального размера оплаты труда. Прокурор просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в пользу ФИО1 в общем размере 66061,43 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, в полном объеме.
Материальный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика – МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Радуга» Субоч В.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала относительно исковых требований, поскольку ответчик является бюджетным учреждением и денежные средства, в том числе на выплату заработной платы поступают от учредителя- администрации г.Канска.
Третьи лица Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, «Управление образования администрации г. Канска», финансовое управление администрация г. Канска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, истец принят 31.07.2016 года сторожем, с ним заключен трудовой договор, дополнительным соглашением к трудовому договору от 25.12.2017 года работнику установлен минимальный оклад 2552 руб., компенсационные выплаты - за работу в районах с особыми климатическими условиями 30%, районный коэффициент 30%.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018г., с учетом исковых требований, исходя из расчета:
январь 2018 года
Отработано 185 часов при норме 136 часов
Ночные 82 часа, праздничные 72 часа.
9489:136 (норма времени в январе)=69,77 среднечасовые
Праздничные дни оплачиваются в двойном размере
69,77х2х72=10046,88
Ночные 69,77х35%х82=2002,40
185-72=113 дней - без учета праздничных
69,77х113=7884,01
(10046,88+2002,40+7884,01)х1,6=31893,26 (должно быть начислено)- 12487,15 (фактически выплачено)= 19406,11 руб. недоначислено.
февраль 2018 года
Отработано 151 час при норме 151 час
9489:151=62,84 среднечасовые
Ночные 62,84х35%х78=1715,56
(1715,56+9489)х1,6=17927,30 (должно быть начислено)- 11016 (фактически выплачено)=6911,30 руб. недоначислено.
апрель 2018 года
Отработано 156 часов при норме 167 часов
Ночные 80 часов
9489:167=56,82 среднечасовые
56,82х156=8863,98 обычные
Ночные 56,82х35%х80=1590,96
(8863,98+1590,96)х1,6=16727,90 (должно быть начислено)-10290,40 (фактически выплачено)= 6437,50 руб. недоначислено.
май 2018:
отработано 161 час при норме 159
праздничные 31 час, ночные 82 часа
11163:159=70,21 среднечасовые
Праздничные
70,21х2х31=4353,02
Ночные
70,21х35%х82=2015,03
161-31=130 без праздничных
139х70,21=9127,3
(9127,3+2015,03+4353,02)х1,6= 24792,96 (должно быть начислено)- 11212,76 (фактически выплачено)= 13579,80 руб. недоначислено.
июнь 2018:
отработано 168 часов при норме 159 часов
11163:159 =70,21 среднечасовые
17 дней праздничные
70,21х2х17=2387,14
Ночные 80 дней
70,21х35%х80=1965,88
168-17=151 день без праздничных
151х70,21=10601,71
(10601,71+1965,88+2387,14)х1,6=23927,55 (должно быть начислено) -11394,13(фактически выплачено)=12533,42 руб. недоначислено
июль 2018:
отработано 79 часов при норме 176 часов
11163:176=63,43 среднечасовые
Ночные
63,43х35%х46=1021,22
63,43х79=5010,97
(5010,97+1021,22)х1,6=9651,50 (должно быть начислено) -5010,66 (фактически выплачено)= 4640,84 руб. недоначислено
Август 2018:
Отработано 48 часов при норме 184 часа
11163:184=60,67 среднечасовые
Ночные
60,67х35%х24= 509,61
60,67х48=2912,16
(2912,16+509,6)х1,6=5474,86 (должно быть начислено)-2912,09 (фактически выплачено)=25623,02 руб. недоначислено.
Всего ответчиком недоначислено: 66070,99 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Радуга» в пользу ФИО1 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с января по август 2018 г. в размере 66070,99 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2182 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 66070 ░░░░░░ 99 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2182 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░