Дело № 2-1099/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Гулиной И.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Батуева Р.В., действующего на основании удостоверения,
представителя ответчика Ощепкова И.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
к Администрации Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края о возложении обязанности организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории п.Новоильинский, получить разрешение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района о возложении обязанности организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории п.Новоильинский в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в срок до 31 декабря 2019 года, о возложении обязанности получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод в срок до 31 декабря 2019 года.
В судебном заседании прокурор Батуев Р.В. исковые требования поддержал, уточнив срок исполнения исковых требований до 31 декабря 2023 года.
Представитель ответчика администрации Новоильинского городского поселения Ощепков И.Н. с исковыми требованиями в целом согласен, но не согласен со сроком, который указан в исковом заявлении, просит продлить срок исполнения требований до 10 лет, так как бюджет на 3 предстоящих года уже сверстан, около двух лет необходимо только на проектирование, а требуется выполнить очень большой объем работ.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что исковые требования прокурора следует удовлетворить полностью.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п.п. 2 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
На основании п.2 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пунктом 14, 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов (водопользование) использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 2) сброса сточных вод.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В целях охраны водных объектов от загрязнения, запрет сброса сточных вод также предусматривается "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000.
На основании п.4.1 СП 104.13330 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №964/пр., при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона).
Из справки от 04.08.2017 г. следует, что прокуратурой Нытвенского района в июле 2017 г. проведена проверка соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Новоильинского городского поселения, в ходе которой установлено, что на территории п.Новоильинский отсутствуют системы ливневой канализации. Ливневые сточные воды не подвергаются очистке, сброс указанных вод осуществляется на рельеф местности и водные объекты, в том числе р.Кама. Неочищенные сточные воды создают угрозу среде обитания водных биоресурсов. Отсутствие ненадлежащего водоотведения сточных ливневых вод привело к размыву в 2017 году дорожного покрытия ряда улиц Новоильинского городского поселения. Часть населенного пункта п.Новоильинский находится в зоне подтопления р.Кама. (л.д. 6-9).
Согласно информации администрации Новоильинского городского поселения № 640 от 27.07.2017 г., на территории Новоильинского городского поселения установлена водоохранная зона по Воткинскому водохранилищу, имеется граница на местности, в границах водоохраной зоны Воткинского водохранилища расположено 83 участка, ливневых канализаций на территории не имеется (л.д.11).
Также в материалы дела представлена схема санитарно–защитных зон и ограничений Новоильинского городского поселения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация Новоильинского городского поселения ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, предусмотренные Законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, на территории п. Новоильинский система ливневой канализации отсутствует, ливневые стоки не очищаются, их сброс несанкционированно осуществляется по рельефу местности в водные объекты, в том числе р.Кама, решение о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных ливневых вод в установленном порядке администрацией поселения не получено.
Ответчик как орган местного самоуправления обязан своевременно предпринимать меры по охране окружающей среды на территории городского поселения, в том числе по недопущению загрязнения водных объектов сточными водами. Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст.42 Конституции РФ, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурором обоснованно, в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ подано настоящее заявление.
Суд считает требования прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что организация водоотведения сточных ливневых вод предполагает выполнение большого объема работ, требующих значительных финансовых средств, суд считает разумным установить срок исполнения указанных требований до 31 декабря 2027 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории поселка Новоильинский в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства в срок до 31 декабря 2027 года.
Обязать администрацию Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края обязанность получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод в срок до 31 декабря 2027 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме – с 10 ноября 2017 года.
Судья Л.В.Волкова