Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-2073/2014
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 18 сентября 2014 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Михайлове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьевой В.И. к администрации города Минусинска о понуждении заключения договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в Минусинский городской суд с иском к администрации г. Минусинска о понуждении заключения с ней договора социального найма на квартиру <адрес>. Требования мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ она и её супруг В.А. были заселены и зарегистрированы в общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ в указанной комнате также была зарегистрирована и их дочь. Данная комната была предоставлена истице, как работнику АО «Митекс», в которой она и члены её семьи проживали до ДД.ММ.ГГГГ г. В ДД.ММ.ГГГГ г. истица и члены её семьи были переселены в квартиру № указанного общежития. В ДД.ММ.ГГГГ г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес> было передано на баланс администрации г. Минусинска, постановлением главы города Минусинска № был изменен почтовый адрес общежития на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию г. Минусинска по вопросу заключения договора социального найма спорного жилого помещения. Однако ей в этом было отказано, и предложено заключить договор коммерческого найма, при этом в случае отказа от заключения коммерческого найма истица должна была освободить занимаемое помещении. Поэтому истица была вынуждена заключить договор коммерческого найма спорного жилого помещения, который ДД.ММ.ГГГГ был продлен сроком до ДД.ММ.ГГГГ года. Истица считает, что данные действия ответчика нарушают ее жилищные права, в связи, с чем вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истица Воробьева В.И. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации города Минусинска в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела был извещен, направил в суд письменные возражения исковые требования, в которых указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано в реестре муниципального имущества города Минусинска. Постановлением Администрации города Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования» указанное выше жилое помещение включено в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования. В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса, муниципальный жилищный фонд в зависимости от целей использования подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. Жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. Отнесение жилого помещения к той или иной категории жилищного фонда города Минусинска входит в компетенцию Администрации города Минусинска, которая на праве собственника распоряжается принадлежащими ей жилыми помещениями. Особенности субъектного состава договора коммерческого найма жилого помещения государственного (муниципального) жилищного фонда предлагается считать такие категории нанимателей, которые не подпадают под действие договора социального найма жилого помещения. Учитывая то что Воробьева В.И. не стоит на учете в Администрации города Минусинска в качестве нуждающейся в жилом помещении, с ней был заключен договор коммерческого найма № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ Для того, чтобы данное жилое помещение предоставить по договору социального найма, его необходимо вывести из муниципального жилищного фонда коммерческого использования и включить в муниципальный жилищный фонд социального использования. Для заключения договора социального найма граждане должны быть признаны нуждающимися, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 52 ЖК РФ). Воробьева В.И. не состоит в администрации г. Минусинска на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи, с чем у администрации города Минусинска нет основания для заключения с истицей договора социального найма (л.д. 27-28).Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истицу, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Воробьевой В.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 49, 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 г., основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 455-О от 03 ноября 2006 года, "согласно Конституции Российской Федерации (статья 7 часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование прав и обязанностей собственника жилого помещения, членов его семьи, других лиц, вселенных собственником в принадлежащее ему жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что Воробьева В.И. В ДД.ММ.ГГГГ году вселилась в комнату № и в дальнейшем была переселена в комнату №, общежития расположенного адресу: <адрес> на основании трудовых отношений с ОАО «Митекс» (л.д. 6, 35-36). На основании акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ пятиэтажное жилое здание общежития (литер А по <адрес> было передано из государственной собственности Красноярского края в муниципальную собственность г. Минусинска (л.д. 19) и зарегистрировано как многоквартирный жилой дом в реестре муниципального имущества за № (л.д. 31). На основании постановления администрации г. Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ был изменен почтовый адрес многоквартирного жилого дома <адрес> на <адрес> (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ с истицей был заключен договор коммерческого найма № на квартиру <адрес> (срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ л.д. 10). Воробьева В.И. проживает в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г., оплачивает коммунальные услуги за пользование площадью <данные изъяты> кв. м, из указанной комнаты не выселялась, на её имя приходят квитанции об оплате коммунальных платежей и за наем жилого помещения, которые она оплачивает (л.д. 37-44). Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными в материалы дела письменными доказательствами и не оспаривается стороной ответчика.
К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-места", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, а также Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 г., жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается. Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одного человека.
Согласно ч. 1ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, Воробьва В.И. занимала спорное жилое помещение, относящееся к муниципальному жилому фонду по договору найма.
Действовавший ранее ЖК РСФСР не содержал понятия "договор социального найма", которое появилось в жилищное законодательство с введением в действие с 01 марта 2005 года ЖК РФ.
Суд не принимает доводы ответчика, что Воробьевой В.И. не может быть предоставлено спорное жилое помещение по договору социального найма, так как постановлением администрации г. Минусинска оно включено в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования, в связи с тем, что данный правовой акт не соответствует закону по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением администрации г. Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ кв. <адрес> включена в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования, однако Воробьева В.И. проживает в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на момент принятия постановления Воробьева В.И. уже занимала данное помещение. Ответчиком суду не предоставлено, в соответствии с требования ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств обратного.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 675 ГК РФ, поскольку переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, в том числе, если это условия договора найма специализированного жилого помещения. Это означает, что во всяком случае недопустимо произвольное распространение режима коммерческого найма на жилые помещения в зданиях общежитий, которые фактически были ранее заселены на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В силу ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Таким образом, утрата статуса общежития в силу закона и применение правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, исключает возможность заключения с лицами, проживающими в таких помещениях, иных гражданско-правовых договоров, в том числе и коммерческого найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать администрацию города Минусинска заключить с Воробьевой В.И. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения изготовлен 12 ноября 2014 года