Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-27/2022 (2а-616/2021;) ~ М-604/2021 от 16.11.2021

                            Дело № 2а-27/2022

10RS0008-01-2021-001969-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2022 года                                                                                город Медвежьегорск

Республика Карелия

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Жолудевой М.А.,

с участием представителя административного истца Пронина А.В.,

представителя административного ответчика – администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» Елесовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Калининой Галины Владимировны к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений и аннулировании записей из Единого государственного реестра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Калинина Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании недействительными (незаконными) Постановление администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 03.06.2021 № 469 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 13.10.2021 № 3181-м/20р «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование». Истец также просит аннулировать сделанные на основании указанных решений записи в ЕГРН. В обоснование своих требований истец указала, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поскольку она ранее заявляла о своем желании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым , соответственно принятые оспариваемые ею решения не могут быть признаны законными, так как нарушают ее право на равный доступ к приобретению спорного земельного участка.

Истец надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие истца.

Представитель истца Пронин А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, пояснив, что ответчики нарушили права Калининой Г.В.

Представитель ответчика – администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по доверенности Елесова В.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Постановление от 03.06.2021 № 469 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» вынесено в пределах своих полномочий и прав истца не нарушает.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, что суд счел возможным. В письменном отзыве на иск ответчик не согласился с заявленными требованиями, указав, что на момент поступления заявления администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым , обременения на указанный участок отсутствовали, что не препятствовало передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Медвежьегорского района.

    Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу вышеназванных положений процессуального закона при рассмотрении данной категории дел к обязанности административного истца относится доказывание нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) его прав и свобод, а к обязанности административного ответчика - законности таких действий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 247-м/20р от 04.02.2021 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:13:0010501, площадью 700 кв. м, по адресу: <адрес>. Территориальная зона – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3)». Вид разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства». Категория земель – «земли населенных пунктов». В распоряжении также указано на необходимость соблюдения ограничений в использовании земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – р.Кумса, а также в границах охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

16.03.2021 указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с кадастровым .

Главой Республики Карелия Парфенчиковым А.О. от 21.08.2020 № ППГ-138/2 администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» поручено разработать план мероприятий по оформлению в собственность муниципального района дома с земельным участком по адресу: <адрес> срок до 15.09.2020.

По информации начальника Управления по туризму Республики Карелия от 20.09.2021 № 2718/01-16/УТ доработаны замечания и предложения по разработке дизайн-проекта, рабочей и сметной документации для строительства объектов показа, пешеходной инфраструктуры, смотровых площадок в районе <адрес> (место съемок фильма «Любовь и голуби»), возникшие по результатам рассмотрения в Правительстве Республике Карелия, а именно в части доработки туристического маршрута.

Спорный земельный участок с кадастровым , находящийся по адресу: <адрес>, согласно Правилам землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения от 31.10.2012 № 235 расположен в территориальной зоне «Ж-3.Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Указанный земельный участок допускается использовать только с теми видами разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом указанной территориальной зоны, которые включают в себя деятельность, разрешенную в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства и в охранной зоне гидрологического поста.

31.03.2021 администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» обратилась с заявлением в ГКУ «Управление земельными ресурсами» о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым , площадью 700 кв.м, адрес местоположения: <адрес>, в связи с тем, что на территории указанного земельного участка планируется строительство туристического объекта – место съемок фильма «Любовь и голуби».

08.04.2021 ГКУ «Управление земельными ресурсами» обязало администрацию района подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым , из земель населенных пунктов, площадью 700 кв.м, расположение: <адрес>.

Постановлением главы администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 392 от 12.05.2021 утвержден градостроительный план спорного земельного участка, согласно которому в пределах границ земельного участка зона допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует.

В соответствии с утвержденным Постановлением главы администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 392 от 12.05.2021 градостроительным планом спорный земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон: водоохранная зона реки Кумса, охранная зона кабеля КЛ10кВ – по 10 метров в каждую сторону, охранная зона ТП-93 по 10 метров от подстанции, охранная зона поста метеорологии, в связи с чем строительство индивидуального жилого дома невозможно.

Оспариваемым истцом постановлением главы администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 469 от 03.06.2021 изменен вид разрешенного использования участка с кадастровым с «индивидуальной жилой застройки» на «земельные участки (территории общего пользования», что послужило основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 28.06.2021 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка – «Земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона – Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (л.д. 133).

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 3181-м/20р от 13.10.2021 администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» предоставлен испрашиваемый земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование с соблюдением определенных ограничений, связанных с местоположением земельного участка в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства и в охранной зоне гидрологического поста.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой градостроительной зоны видом разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные (части 1, 2 статьи 37 ГрК РФ).

На основании части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории (статьи 30, 32 и 37 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст.37 ГрК РФ).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, исходя из публичных интересов, приняла решение о смене вида разрешенного использования земельного участка под автостоянку туристических транспортных средств для посещения туристами туристско-экскурсионного объекта.

Довод административного истца о том, что изменение вида разрешенного использования и передача земельного участка в бессрочное пользование администрации нарушает ее прав на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность, не может быть принят судом во внимание, поскольку претензии истца и ее желание оформить спорный земельный участок в собственность не лишает полномочные органы права принимать в отношении земельного участка с кадастровым решений об изменении вида разрешенного использования и о передаче его в бессрочное пользование иному лицу при наличии законных на то оснований.

Истец не обладала и не обладает законными правами на спорный земельный участок с кадастровым , указанный земельный участок никогда истцу в установленном порядке не предоставлялся, оспариваемыми решениями ее права не нарушены, её предполагаемое право не может быть защищено путем предъявления требования о признании недействительными (незаконными) Постановление администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 03.06.2021 № 469 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 13.10.2021 № 3181-м/20р «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование», поскольку спорной территорией Калинина Г.В. не владела не владеет, она находится в собственности и владении муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», передана на законных основаниях в постоянное (бессрочное) пользование Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, при этом изменение вида разрешенного использования земельного участка не затрагивает права истца.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела, указанные основания для удовлетворения иска не были установлены, суд отказывает административному истцу в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Калининой Галины Владимировны к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений и аннулировании записей из Единого государственного реестра недвижимости отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2022.

Судья -                                                                               Е.В. Рыжкова

2а-27/2022 (2а-616/2021;) ~ М-604/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинина Галина Владимировна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Другие
Пронин Алексей Владимирович
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Рыжкова Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.12.2021Предварительное судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее