35RS0027-01-2021-002372-69 Дело № 12-29/2022 (№12-372/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
город Череповец 12 января 2022 года
Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Титова О.А.,
рассмотрев жалобу главы Яргомжского сельского поселения Пычева А.Г. на постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области подполковника внутренней службы У. №<данный изъяты> от <дата>, вынесенного по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации Яргомжского сельского поселения, юридический адрес: <данные изъяты>, ОГРН 1053500559474, ИНН 35230140<данный изъяты>,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области подполковника внутренней службы У. № <данный изъяты> от <дата> юридическое лицо – администрация Яргомжского сельского поселения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей за то, что <дата> по адресу: <данные изъяты>, в документации и на территории администрации Яргомжского сельского поселения по итогам проведенной плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности согласно плану проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2021 год, юридическое лицо допустило нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. В здании администрации Яргомжского сельского поселения отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ от 16.09.2020 г. № 1479).
2. Не обеспечено наличие на дверях помещения № <данные изъяты>, расположенного на 2 этаже в здании сельской администрации (согласно технического паспорта) категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зон на входных дверях помещения с наружной стороны, (п. 12 ППР в РФ от 16.09.2020 г. № 1479).
3. Дверь помещения № <данные изъяты>, расположенного на 2 этаже в здании сельской администрации (согласно технического паспорта) выполнена не противопожарной с нормированным пределом огнестойкости (ст. 4, 6, 88, 151 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; ст. 46 ФЗ РФ от 27.12.2002; № 184-ФЗ; и. 7.4 СНиП 21-01-97*; п. 7.12.10 СП 1.13130.2020; п.5.1.2, 5.6.4, СП 4.13130.2020).
4. Запоры (замки) на двери эвакуационного выхода со второго этажа (из помещения № <данные изъяты>) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 26 ППР в РФ от 16.09.2020 г. № 1479).
5. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации в помещении № <данные изъяты>, расположенного на 2 этаже в здании сельской администрации (согласно технического паспорта) выполнена менее 1-го метра (по факту <данные изъяты> м) (ст. 4, 6, 53, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; п.4.3.3 СП 1.13130.2020).
6. В здании администрации не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (ст. 4, 6, 53, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; п. 26 ППР в РФ от 16.09.2020 г. № 1479; п. 7.1.2 СП 1.13130.2020).
7. В здании администрации допущено размещение на путях эвакуации различных предметов (стенды напротив лестничных маршей 1-го, 2-го этажей), (п. 16 «ж» ППР РФ от 16.09.2020г. № 1479).
8. На здание администрации отсутствует декларация пожарной безопасности, (ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; Приказ МЧС России от 16.03.2020 г. № 171).
9. Не созданы условия для забора воды в любое время года в <данные изъяты> Яргомжского сельского поселения, а именно: <данные изъяты> Яргомжского сельского поселения не обеспечено достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479,Пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225)
10. Не созданы условия для забора воды в любое время года из пруда, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного на <данные изъяты>, а именно: отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 75 Правил Противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, Пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225).
11. Не созданы условия для забора воды в любое время года из пруда, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного на вблизи дома № <данные изъяты>, по <данные изъяты>, а именно: отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для остановки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы Противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225).
12. Не созданы условия для забора воды в любое время года в <данные изъяты>, а именно: <данные изъяты> не обеспечено достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы Противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225).
13. Не созданы условия для забора воды в любое время года из пруда, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного в <данные изъяты>, а именно: отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 75 Правил противопожарного режима в утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479,Пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от lff.03.2020 № 225).
14. Не созданы условия для забора воды в любое время года в <данные изъяты>, а именно: <данные изъяты> не обеспечено достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ; пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, пунктов 10.3, 10.4, свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225).
Глава администрации Яргомжского сельского поселения Пычев А.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу за малозначительностью.
В обоснование жалобы указано, что администрацией приняты меры по устранению выявленных нарушений, разработана техническая документация на системы противопожарной защиты. <данные изъяты>, расположенное на 2 этаже в здании администрации Яргомжского сельского поселения передано по договору от <дата>, заключенному с МУК ЧМР «Ц.». Обеспечить соблюдение требований путей эвакуации в помещении № <данные изъяты>, расположенном на 2 этаже в здании администрации (ширина горизонтальных участков выполнена менее 1-го метра (по факту 0,5 м), не представляется возможным, поэтому в этой части требования считают необоснованными. Проведение эксплуатационный испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания запланировано с учетом сезонности на <данные изъяты>. В постановлении в качестве нарушений указано, что в здании администрации допущено размещение на путях эвакуации различных предметов, указанные нарушения устранены, стенды напротив лестничных маршей 1-го, 2-го этажей убраны. Считают, что со стороны юридического лица приняты достаточные меры по определению достаточным количеством исправных источников наружного противопожарного водоснабжения в <данные изъяты>, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м. Ввиду сложившейся застройки на территории <данные изъяты> и отсутствия в бюджете сельского поселения финансовых средств на обустройство дополнительных источников наружного противопожарного водоснабжения, возможности обеспечить соблюдения таких требований не имеется. При назначении наказания не учитывался характер совершенного административного правонарушения, а именно – тот факт, что нарушения незначительны по своему характеру, устранимы, никаких последствий они не повлекли, вред никому не причинен. Полагают, что постановление должно быть отменено, так как свершенное административное правонарушение является малозначительным.
Представитель администрации Яргомжского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 30.6 ч. 1 п. 4 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого составлено постановление по делу об административном правонарушении.
Представитель ГУ МЧС России по Вологодской области – дознаватель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Череповецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС Росси по Вологодской области Баско Д.О. (по доверенности) в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просит оставить постановление без изменения. Указал, что в помещении № <данные изъяты> установлены стеллажи, которые сузили пути эвакуации до 0,5 метра вместо нормативного 1 метра. Эксплуатационные испытания пожарных лестниц должно проводиться раз в 5 лет. С 2017 года испытаний в администрации не было. Кроме того, в деревнях <данные изъяты> не созданы надлежащие условия для заборы воды в любое время года. Данные нарушения являются существенными. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя ГУ МЧС России по Вологодской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения ГУ МЧС России по Вологодской области плановой выездной проверки администрации Яргомжского сельского поселения в период с <дата> по <дата>, установлено, что юридическим лицом – администрацией Яргомжского сельского поселения допущены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством, в здании администрации и на территории Яргомжского сельского поселения, а именно требования Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 4.13130.2013. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", Приказа МЧС России от 16.03.2020 N 171.
<дата> в отношении администрации Яргомжского сельского поселения составлен протокол № <данный изъяты> об административном правонарушении. <дата> вынесено постановление № <данный изъяты> по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – администрация Яргомжского сельского поселения привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия обжалуемого постановления получена представителем юридического лица <дата>.
Факт совершения администрацией Яргомжского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами (актом проверки от <дата>, протоколом об административном правонарушении), которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного правонарушения также не может быть принята во внимание.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае допущенные нарушения посягают на пожарную безопасность, следовательно, на жизнь и здоровье людей, поэтому признаков малозначительности не содержат.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом был выявлен факт совершения администрацией Яргомжского сельского поселения нарушений требований пожарной безопасности, установлены причины и условия его совершения, в связи с чем <дата> вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Учитывая, что представление от <дата> вынесено в порядке, предусмотренном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях администрации Яргомжского сельского поселения административным органом доказан, указанное представление следует признать соответствующим действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах основания для признания незаконными и отмене представления заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области У. от <дата> не установлены.
В то же время, учитывая обстоятельства правонарушения, принятие администрацией Яргомжского сельского поселения мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, отсутствие в материалах дела сведений о привлечении юридического лица к административной ответственности за аналогичные правонарушения, судья полагает возможным изменить постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области, администрации Яргомжского сельского поселения, заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области подполковника внутренней службы У. №<данный изъяты> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении администрации Яргомжского сельского поселения в части назначения наказания изменить, назначив наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Представление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области У. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от <дата> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии решения.
Судья О.А. Титова