Судья: Кузьмичев А.Н.
I инстанция: 2-774/2020
II инстанция: 33-23582/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2020 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пильгуна А.С.,
судей Шипиковой А.Г., Кочергиной Т.В.,
при ведении протокола помощником Меркуловым Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шипиковой А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2020 года по гражданскому делу по иску фио к ДГИ города Москвы о признании недействительным отказа в передаче земельного участка в аренду и заключении договора аренды, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ДГИ города Москвы о признании недействительным отказа в передаче земельного участка в аренду и заключении договора аренды - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ДГИ города Москвы о признании недействительным отказа в передаче земельного участка в аренду и заключении договора аренды, просил суд: признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, выраженного в письме от 06.11.2019 г. № 33-5-112654/19-(0)-1, по отказу передачи в аренду фио земельного участка кадастровый номер ..., расположенного по адресу: адрес; обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с фио договор аренды земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником 11 зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: адрес.
04.10.2019 г. заявлением №33-5-112654/19-(0)-0 фио обратился в Департамент городского имущества г. Москвы за государственной услугой «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке».
06.11.2019 г. письмом № 33-5-112654/19-(0)-1 ДГИ отказал фио в оформлении до говора аренды земельного участка.
В обосновании отказа Департамент сослался на принятие Правительством Москвы постановления от 11.10.2019 г. № 1319- ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично- дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от улицы Полбина до Курьяновского бульвара». Б соответствии с данным постановлением земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: адрес, предназначен для размещения объектов улично-дорожной сети и подлежит изъятию.
фио не согласен с отказом ДГИ и считает его незаконным, так как в результате отказа Департамента фио лишен возможности реализовать свое право на получение в аренду земельного участка, закрепленное Земельным кодексом РФ.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамент городского имущества города Москвы по доверенности фио в судебное заседание явился, просил суд в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях на исковые требования.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просит представитель истца фио по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно – имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП, которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг, положения которого строго соответствуют требованиям федерального законодательства.
Административные процедуры и (или) действия, установленные настоящими Административными регламентами, осуществляются в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в г. Москве».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Нормативно-правовыми актами четко определен круг полномочий и порядок действий о возможности и порядке предоставления государственных услуг Департаментом при осуществлении полномочий в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве.
Судом установлено, что фио является собственником 11 зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: адрес, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 10-31).
04.10.2019 г. фио обратился в ДГИ г.Москвы с заявлением о предоставлении государственный услуги «Предоставление земельных участков в аренду правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках» в отношении земельного участка с адресными ориентирами: адрес (кадастровый номер ...).
06.11.2019 г. Департамент сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Земельный участок расположен в границах территории, на которую разработан и утвержден проект планировки территории от 11 октября 2019 г. № 1319-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от улицы Полбина до Курьяновского бульвара».
В соответствии с указанным проектом планировки территории земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: адрес расположен в границах территории, предназначенной для размещения объектов улично-дорожной сети и подлежит изъятию.
В соответствии с пунктом 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанной нормой федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
Кроме того, пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 4.1. Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является, наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Право отказывать на этом основании в оказании государственной услуги делегированы городу Москве федеральным законодательством (статья 39.15 и 39.16 ЗК РФ).
Таким образом, Департамент не имеет право оказывать государственную услугу при наличии оснований, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 2.7.1 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 22 рабочих дня (приложение 15 Административного регламента "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке")
В соответствии с п. 2.7.2 Административного регламента срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
Заявитель обратился в Департамент 04.10.2019 г. Таким образом, срок исполнения данного запроса - 06.11.2019 г.
Согласно отказу от 06.11.2019 г. № 33-5-112654/19-(0)-1 Департамент оказал государственную услугу в установленный законодательством срок.
Истец в своем исковом заявлении также указал, что постановление Правительства Москвы от 11.10.2019 г. N1319-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от улицы Полбина до Курьяновского бульвара" до настоящего времени не опубликован.
Между тем, суд не согласился с данным доводом истца, так как данное постановление было официально опубликовано 22.10.2019 г. в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" спецвыпуск № 45.
Согласно ст.20 Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Суд пришел к верному выводу, что на момент отказа Постановление Правительства Москвы от 11.10.2019№ 1319-ПП вступило в силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что Департамент при обращении истца за получением госуслуги «Предоставление земельных участков в аренду правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках» обязан был скорректировать запрошенную услугу, не основаны на законе. Департамент рассмотрел запрос на получение конкретной услуги, иное законом не предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца фио по доверенности фио – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: