Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2346/2020 ~ М-2211/2020 от 21.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2020 года

<адрес>

Судья Сызранского городского суда Самарской области Артемьева Л.В.

с участием помощника прокурора ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием сторон: административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области по доверенности ФИО6 и ФИО5, представителя Министерства финансов РФ по доверенности ФИО7, представителя УФСИН России по Самарской области по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** а -2346/2020 по административному иску ФИО1 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что в период отбывания наказания с <дата> по <дата> административным ответчиком были нарушены права и свободы истца, а именно в камерах под номерами 49, 50, 56, 57, где он содержался, отсутствовали горячая вода, раковины для умывания, не был огорожен унитаз, в связи с чем отправление естественных нужд приходилось осуществлять под надзором сотрудников администрации, из них были женщины.

Также в камерах отсутствовала вентиляция, а в дневное время суток в камерах было темно.

В душевой на посту № *** была полная антисанитария, постоянный запах канализационных испражнений.

Начиная с <дата> по 1998 г. он был лишен возможности ходить на прогулку, содержался в камере № ***.

Полагает, что ответчиком были нарушены положения ч. 2 ст. 123 УИК РФ, ст. 21 Конституции РФ, в связи с чем, просит суд признать, что ответчиком были нарушены права и свободы истца по условиям содержания в ФКУ СИЗО-2 г. Сызрани Самарской области и не соответствующими УИК РФ, а также взыскать с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Административный истец ФИО1, отбывающий наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, и принимающий участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязь, исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в иске.

В судебном заседании представители административного ответчика - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области по доверенности ФИО6 и ФИО5 иск не признали, в письменных возражениях ФИО5 указала, что <дата> ФИО1 убыл из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России, в связи с чем административным истцом был пропущен срок для обращения в суд с данным административным иском. Уважительные причины срока обращения административного истца в суд в материалах дела отсутствуют. Нахождение истца в местах лишения свободы не лишало его права и возможности оспаривать незаконные по его мнению действия (бездействия) в установленном законом порядке самостоятельно либо через представителя. В соответствии со справкой начальника отдела специального учета от <дата> ФИО1 содержался в учреждении в период с <дата> по <дата> Полагает, что условия содержания истца под стражей в учреждении, в том числе оборудование камерных помещений, в период содержания ФИО1 соответствовали требованиям, предъявляемым Федеральным законом от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденными приказом Минюста России и действовавшими в рассматриваемый период приказами МВД России, в том числе приказом МВД СССР от <дата> № *** «Об утверждении указаний по проектированию и строительству следственных изоляторов Министерства внутренних дел СССР». Необоснованность доводов истца о нарушениях его прав в связи с ненадлежащими условиями содержания в учреждении подтверждается, в том числе отсутствием сведений об обжаловании ФИО1 каких-либо решений, действий (бездействия) должностных лиц учреждения, условий содержания в вышестоящие либо контролирующие органы, отсутствием обращений к администрации следственного изолятора № *** на надлежащие условия содержания, о наличии морально-физических страданий. Действующее законодательство Российской Федерации требует от потерпевшей стороны для признания права на компенсацию морального вреда доказать наличие такового (ст. 56 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № ***). Полагает, что истцом должны быть представлены различные документы, подтверждающие наступление негативных последствий, в виде физических и нравственных страданий, с помощью которых возможно проследить причинно-следственную связь. Доводы административного истца относительно ненадлежащих вентиляции камер, освещения, санитарного состояния являются необоснованными. В соответствии со справкой заместителя начальника учреждения все камерные помещения учреждения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением, соблюдается режим проветривания камер за счет открывающихся фрамуг оконных блоков; освещение камер смешанное: естественное - через окна, искусственное - лампа дневного освещения. В соответствии со справками по результатам плановых проверок коммунально-бытовых условий содержания заключенных, по результатам проведения встречи личного состава и спецконтингента учреждения с руководством УИН УВД, ГУИН МЮ РФ в период с 1999 г. по 2000 г. во всех выборочно проверенных камерах санитарно-гигиеническое состояние является удовлетворительным, осветительное оборудование достаточное и находится в рабочем состоянии, вентиляция с механическим побуждением в корпусах в рабочем состоянии, режим проветривания камер за счет открывающихся фрамуг оконных блоков соблюдается. Спальными местами, постельными принадлежностями, посудой, столовыми приборами, средствами личной гигиены спецконтингент обеспечен на 100 %. В соответствии со справками по результатам плановых проверок коммунально-бытовых условий содержания заключенных, по результатам проведения встречи личного состава и спецконтингента учреждения с руководством УИН УВД, ГУИН МЮ РФ в период с 1999 г. по 2000 г. оборудование душевых отделений в рабочем состоянии, вентиляция в помывочных отделениях в рабочем состоянии, помывка спецконтингента проводится не реже 1 раза в неделю в соответствии с установленным графиком, спецконтингент обеспечен мылом по установленным нормам довольствия. Полагает, что истцом не представлено доказательств фактов нарушений условий его содержания в ФКУ СИЗО-2, наличия физических и нравственных страданий, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц учреждения и какими-либо нарушениями условий содержания истца и перенесенными им нравственными и физическими страданиями.

Определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ и УФСИН России по Самарской области.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФСИН России по Самарской области по доверенности ФИО5 против исковых требований возражала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях административного ответчика ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Самарской области.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - УФК по Самарской области по доверенности ФИО7 против исковых требований возражал, представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с п. 4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающих условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Министерство финансов РФ таковым главным распорядителем средств федерального бюджета не является. Согласно п. 1 ст. 125 и ст. 1071 ГК РФ, п. 1 и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств, а не Министерство финансов РФ, привлекаемое в качестве третьего лица по указанной категории дел. Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее компенсации морального вреда, за счет средств государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и причинением вреда, а также размер причиненного вреда. Недоказанность одного из вышеприведенных условий наступления гражданской ответственности влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда. Истец полагает, что условия содержания его в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области являются ненадлежащими, унижающими человеческое достоинство. При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что условия содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области являлись ненадлежащими, истцом не представлено. Поскольку факт незаконности действий должностных лиц государственных органов не установлен и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, отсутствует, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований. Также полагает, что само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Суд, заслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные доказательства, полагает административный иск не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от <дата> никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 52 Конституции Российской Федерации государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).

Пунктом 10 (абзац 3) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 5 также разъяснено, что Российская Федерация как участник Конвенции признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в пункте 2.1 Постановления от <дата> N 2-П, ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому, как и Конвенция, решения Европейского Суда в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться правоприменительными органами при применении соответствующих норм права.

Из приведенных конституционных и правовых норм, а также из правовых позиций Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского Суда следует, что содержание обвиняемого (подозреваемого) в следственном изоляторе в условиях, которые несовместимы с уважением его человеческого достоинства, и не соответствуют установленным законом нормам, влечет нарушение его неимущественных прав, гарантированных законом.

Статьей 1 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ (ред. от <дата>) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что указанный федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым (обвиняемым), содержащимся под стражей.

Согласно ст. 7 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.

В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых (обвиняемых), а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место; подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется многими способами, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Независимо от вины должностных лиц возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения, незаконного привлечения к административной ответственности (статья 1070 ГК РФ).

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 ГК РФ).

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Указанные законоположения предусматривают установление факта причинения физических и нравственных страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наличия причинно-следственной связи между противоправностью действия (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде физических и нравственных страданий.

В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен источником повышенной опасности, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания, вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку обязательным условием удовлетворения названного требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Судом установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, уроженец <адрес> осужден <дата> Военным судом Приволжского военного округа по ст. ст. 247 п. «а», 146 ч. 2 п.п. «а, б, в, д, е», 117 ч. 1, 102 п.п. «а, г, е, з, и», 40 УК РФ к исключительной мере наказания - смертная казнь.

Приговор вступил в законную силу 24.04.1995г.

Указом Президента РФ от <дата> исключительная мера наказания заменена на пожизненное лишение свободы в порядке помилования (согласно ст. 74 ч. 6 УИК режим особый).

Согласно справки начальника ОСУ ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области от <дата> ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области с <дата> по <дата> в камерах: К-57 (с <дата> по <дата>), К-50 (с <дата> по <дата>), К-56 (по <дата>)

<дата> на основании наряда ГУИН МЮ РФ от <дата> направлен в распоряжение ФКУ ИК-6 УФСИН России <адрес>.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно пункту 42 Приказа Минюста России от <дата> N 189 (ред. от <дата>) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.

Камеры для временной изоляции оснащаются в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем.

Между тем, в период содержания ФИО1 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области с <дата> по <дата> действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД РФ от <дата> N 486 и Приказом Минюста РФ от <дата> № ***.

В соответствии с п. 5.3 Приказа МВД РФ от <дата> N 486 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила № *** от <дата>) камеры следственных изоляторов оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; розетками для подключения электроприборов; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Согласно п. 5.4 вышеназванных Правил № *** от <дата> при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Согласно 5.5. Правил № *** от <дата> не реже одного раза в неделю подозреваемому или обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией следственного изолятора с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (п. 15.1 Правил).

Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (п. 15.2 Правил).

Согласно п. 44 Приказа Минюста РФ от <дата> N 148 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - Правила № *** от <дата>) камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; розетками для подключения электроприборов; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Согласно п. 45 вышеназванных Правил № *** от <дата> при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47 Правил).

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - 30 минут. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (п. 138 Правил).

Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (п. 139 Правил).    

В обосновании заявленных требований истец ФИО1 ссылается на нарушения вышеуказанных положений в период его содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области.

Однако, указанные в исковом заявлении факты, а именно: отсутствие в камерах № № ***, 50, 56, 57 раковины для умывания, горячей воды, ограждения в месте нахождения унитаза, вентиляции, наличие плохого освещения, в душевой, на посту № *** антисанитарных условий и постоянного запаха канализационных испражнений, отсутствие прогулок в период с <дата> по 1998 г. не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела по существу.

Так, согласно справок заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области ФИО8 от <дата> общая площадь камер № № ***, 56, 57 составляет 8 кв.м на 2 спальных места, которая на момент содержания ФИО1 была оборудована двумя спальными местами, одним окном размером 1,2 м х 0,9 м с двойным остеклением, форточкой для естественного вентиляции помещения, решеткой оконной камерной (отсекающей) на основании приказа МВД СССР от <дата> № *** «Об утверждении указаний по проектированию и строительству следственных изоляторов МВД СССР». В камере имелось принудительное вентиляционное вытяжное отверстие, которое обеспечивало вентиляцию. Принудительная вентиляция была технически в исправном состоянии. Освещение камеры смешанное: естественное - через окна, искусственное - лампами дневного освещения - 1 шт. (40 Вт), также имелось ночное освещение с лампой ЛОН-25 - 1 шт. (25 Вт), которое включалось после отбоя. Оборудование камеры ночным и дневным освещением соответствовало требованиям приказа в соответствии с п. 5.3 Приказа МВД РФ от <дата> № *** «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В камере имелась водопроводная питьевая вода, для приготовления горячей воды, камера обеспечивалась водонагревательным прибором (кипятильник). Отопление в камере осуществлялось собственной газовой котельной. В период содержания ФИО1 аварий, сбоев в работе вентиляционного, канализационного оборудования не было.

Согласно справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области ФИО8 от <дата> в период содержания с 1995 г. и после убытия из учреждения ФИО1 в камерах № ***, № ***, № *** производился косметический ремонт - восстановление внешнего вида камер без вмешательства в конструкцию (побелка, покраска), капитальный ремонт - проведение полных всевозможных строительных работ, начиная от стяжки пола и перегородок, замена труб водоснабжения и канализации, замена санитарных узлов не производилась.

Данные обстоятельства также подтверждаются:

- фотографиями камер № № ***, 56, 57 и душевых;

- отчетом о расходах основных материалов на ремонтные работы в Учреждении СИ № *** за март 1995 г., из которого следует, что было осуществлено остекление оконных рам для камер, установка форточных петель в оконных блоках, установка дверных навесов на двери в санузлах в камерах поста № *** (спец. блок), установка раковин в камерах, установка сифонов, окрашивание оконных блоков и откосов в камерах № № ***, 57, 55, 53, 56, крепление коек монтажными патронами;

- справкой начальника по тылу ФИО9 о проделанной работе за 2-ое полугодие 1998 г. отдела тылового обеспечения СИ-2 с указанием проведения ремонта осветительно-силовой эл.проводки в корпусах № № ***, 2, 3, 4; установки новых светильников в столовой и бане спецконтингента; ремонта режимных камер: олифка дверных блоков в санузлах всех помещений режимных корпусов учреждения, окраска оконных блоков, откосов в камерах корпусных блоков № № ***, 3, 4; ремонтных работ в санчасти учреждения;

- справкой начальника ОКБО ФИО10 по результатам плановой проверки коммунально-бытовых условий содержания заключенных в учреждении СИ-2 <дата>, справкой заместителя начальника ОВР ФИО11 о результатах проведения встречи личного состава и спецконтингента учреждения с руководством Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ по Самарской области от <дата>, из которых следует, что в ходе проведенной проверки во всех выборочно проверенных камерах санитарно-гигиеническое состояние является удовлетворительным; осветительное оборудование достаточное и находится в рабочем состоянии; режим проветривания камер за счет открывающихся фрамуг оконных блоков соблюдается; спальными местами, постельными принадлежностями, посудой, столовыми приборами, средствами личной гигиены спецконтингент обеспечен на 100 %; оборудование душевых отделений в рабочем состоянии; вентиляция в помывочном отделении в рабочем состоянии; помывка спецконтингента проводится не реже 1 раза в неделю по утвержденному графику.

Также суд учитывает, что проверить в полном объеме все доводы истца, в том числе о проведении ежедневной прогулки, обращений ФИО1 на ухудшение состояния здоровья с ненадлежащими условиями содержания, обращений на условия содержания в учреждении, а также о наличии морально-физических страданий в связи с ненадлежащими условиями содержания, не представляется возможным, в связи с уничтожением материалов по истечению сроков хранения, утративших практическое значение и не имеющих исторической или иной ценности номенклатурных дел, стоящих на инвентарном учете в архиве учреждения на основании приказа МВД РФ от <дата> «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел РФ с указанием сроков хранения».

Кроме того, из объяснений ФИО1 следует, что с жалобами на ненадлежащие условия содержания за время содержания в данном учреждении он не обращался.

Таким образом доводы истца ФИО1 о содержании его в ненадлежащих условиях, не соответствующих требованиям законодательства РФ, не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом не представлено доказательств нарушения со стороны ответчика его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий, следовательно, отсутствуют правовые основания в пределах действия ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101, 1069 ГК РФ к удовлетворению заявленных исковых требований.

С учетом всех обстоятельств по делу суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области.

Доводы представителей административного ответчика об истечении процессуального срока для подачи данного иска суд полагает не обоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Настоящий иск о компенсации морального вреда относится к требованиям о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, на которые в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом. Какого-либо срока для обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, законом не предусмотрено. Именно заинтересованному лицу в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности принадлежит право выбирать, обращаться ли ему в суд с соответствующим иском одновременно с требованием о защите нарушенных прав или по отдельности (статьи 3, 131, 151 ГПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области о признании ненадлежащими условия содержания, взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья                                  Артемьева Л.В.

2а-2346/2020 ~ М-2211/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фадеев И.П.
Антонова В.М.
Ответчики
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области
Другие
Министерство финансов РФ
УФСИН России по Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Артемьева Л.В.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Подготовка дела (собеседование)
15.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2020Предварительное судебное заседание
26.10.2020Предварительное судебное заседание
24.11.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Предварительное судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2021Дело оформлено
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее