Дело №2а-76/2020
УИД 69RS0009-01-2020-000664-43
В окончательной форме решение составлено 14 мая 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием представителя административного истца Дунаевой Л.В.,
представителей административного ответчика Осташовой С.В. и Бахвалова С.Л.,
представителя административного ответчика Меладзе Д.А.,
заинтересованного лица Федосеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2021 г. в г. Зубцове Тверской области административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и Администрации Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов.
В основание административных требований истец указал, что в ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве поступили коллективные обращения жителей д. Мозжарино и жителей д. Никольское Вазузского сельского поселения Зубцовского района о надлежащем обустройстве контейнерных площадок.
Так в д. Мозжарино отсутствует оборудованная контейнерная площадка под контейнеры. Контейнеры расположены на площадке, имеющей уклон сторону частных придомовых территорий, не выдерживается расстояние в 20 м. до границы индивидуальных земельных участков.
В д. Никольское контейнеры расположены вне оборудованной контейнерной площадки.
Зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №16/139 от 30 апреля 2020 г. в срок до 30 июня 2020 г..
Указывают, что предостережение не выполнено, меры по обеспечению соблюдения обязательных требований не приняты. В адрес территориального отдела повторно поступило обращение жителей д. Мозжарино.
Истец Управление Роспотребнадзора по Тверской области с учётом уточненных требований просит суд признать незаконным бездействие Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства. Обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области в срок до 01 июля 2021 года создать в д. Мозжарино Зубцовского района Тверской области места накопления (площадка) по сбору твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, а именно создать места нахождения (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; выбрать место с удобным подъездом на транспорте, с учетом того, что площадка для установки контейнеров должна быть удалена от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, школьных и образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20м., но не более 100 м. или в исключительных случаях в районе сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния установить комиссионно.
Оборудовать контейнерные площадки в д. Мозжарино в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать площадку для сбора ТКО на территории указанного населенного пункта с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод ограждением.
По делу в качестве соответчика была привлечена Администрация Зубцовского района, а качестве заинтересованного лица Федосеева Е.С..
В судебном заседании истец Управление Роспотребнадзора по Тверской области Дунаева Л.В. уменьшила размер исковых требований, отказавшись от требования в части оборудовать контейнерную площадку в д. Никольское Зубцовского района в связи с добровольным исполнением ответчиком требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Пояснив, что в д. Мозжарино Зубцовского района отсутствует контейнерная площадка отвечающая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представители административного ответчика Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовцовского района Тверской области Осташова С.В. и Бахвалов С.Л. исковые требования не признали. Осташова С.В. пояснила, что Администрацией поселения площадка накопления твёрдых коммунальных отходов в д. Никольское Вазузского сельского поселения приведена в соответствии с требованиями и нормами СанПиН. В отношении создания и обустройства контейнерной площадки в д. Мозжарино Зубцовского района в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве направлены письма на согласование места расположения контейнерной площадки.
Бахвалов С.В. полагает, что в силу действующего законодательства к полномочиям сельских поселений не отнесено создание и содержание мест накопления ТКО. Данные полномочия отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Представитель административного ответчика Администрации Зубцовского района Тверской области Меладзе Д.А. исковые требования не признал, полагая, что полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО отнесены к компетенции сельских поселений.
Заинтересованное лицо Федосеева Е.С. пояснила, что она является жительницей д. Мозжарино Зубцовского района. В деревне установлены контейнеры для сбора мусора, без оборудования площадок. Контейнеры находятся в непосредственной близости от её земельного участка, в связи с чем мусор попадает на ей участок.
Заинтересованное лицо МУП «Тверьспецавтохозяйство» в судебное заседание своих представителей не направил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле исследовав письменные доказательства, находит, что заявленные требования к Администрации Зубцовского района подлежат удовлетворению, а к Администрации Вазузуского сельского поселения не подлежат по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области проверки было выявлено, что при содержании площадок ТКО в д. Мозжарино нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует оборудованная контейнерная площадка с водонепроницаемым покрытием, которая должна располагаться на рассмотрение от жилых домов и учреждений.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального Закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.3 Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий: населенных мест», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» – для сбора ТКО на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобным подъездом для транспорта, с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением.
Согласно п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» – площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м., но не более 100 м.. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдений установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно.
Согласно п.2.3. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Согласно п.2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.12. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» - контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться своевременно, т.е. в теплое время срок хранения должен быть не более суток, в холодное время - не более трех суток.
В связи с выявленными нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в адрес Администрации Вазузского сельского поселения вынесено предупреждение №16/139 от 30 апреля 2020 г. о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 30 июня 2020 года.
Доказательств создания и обустройства места накопления (площадки) для сбора ТКО в соответствии с требованиями указанных выше ном санитарно-эпидемиологического законодательства в д. Мозжарино не представлено и не оспаривается сторонами.
В этой связи в части 4 статьи 13.4 Федерального закона от24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Это означает, что при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору ТКО на территориях муниципальных районов должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.
Принимая во внимание совокупность таких обстоятельств, постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 477-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами Тверской области (далее – Территориальная схема обращения с отходами Тверской области), согласно пункту 84 подраздела I раздела VI которой в настоящее время в Тверской области применяется централизованная система накопления ТКО, представленная несколькими способами организации:
1) в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;
2) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов);
3) пакетированным способом;
4) путём приёма отходов по заявке.
В пункте 85 в регионе действует система одноэтапного вывоза твердых коммунальных отходов с предварительным накоплением в контейнерах различного объёма. Сведения о местах накопления ТКО (контейнерные площадки) и контейнерах, расположенных на территории Тверской области, приведены в приложении 6 к Территориальной схеме и в электронной модели Территориальной схемы.
В соответствии с таблицей 23 «Охват населения услугой по вывозу ТКО от населения муниципальных образований Тверской области» в Вазузском сельском поселении предусмотрен контейнерный способ накопления ТКО с их вывозом по графику.
Администрацией Зубцовского района Тверской области от 06 августа 2020 г. №287 утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских поселений Зубцовского района Тверской области, в соответствии с которым в д. Мозжарино в районе д.2 расположена место нахождения (площадка) для ТКО на бетонном покрытии.
В силу ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции закона от 31 декабря 2017 г.) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов с 1 января 2019 г. в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопление ТКО (пункт 1). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Положениями п.14 ч.1 ст.15 Закона РФ №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Приведенная правовая норма свидетельствует о том, что органы местного самоуправления участвуют в реализации экологической функции государства, что предполагает осуществление органами местного самоуправления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от ТКО.
Это означает, что органы местного самоуправления обязаны принимать решение о создании мест (площадок) накопления ТКО при наличии такой необходимости и принимать участие в содержание таких мест (площадок).
Из положений ч.3 указанной статьи Закона №131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы, предусмотренные п.18 ч.1 указанной статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14).
Законом Тверской области № 20-ЗО от 11 мая 2018 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов были наделены органы местного самоуправление поселений и районов, сроком действия с 1 января 2018 года до 31 декабря 2018 года.
Конституционный суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что передача полномочий от органа власти к местному самоуправлению возможно при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
Действующее на момент рассмотрения дела положения ч.3 ст.133 Конституции РФ предусматривают, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций.
Кроме того, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ сформулированной в постановлении от 26 апреля 2016 г. №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», согласно которой законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Законом Тверской области от 30 декабря 2019 г. №102-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» не предусматривается выделение субвенций на реализацию сельским поселениям по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на Администрацию Зубцовского района Тверской области возложены полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории д. Мозжарино Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, с учетом требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решений представительного органа муниципального района Зубцовского района Тверской области о передаче полномочий по содержанию мест (площадок) для сбора ТКО в ведение Вазузского сельского поселения Зубцовского района не принималось.
Доводы Администрации Зубцовского района о закреплении положениями Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. №92-ФЗ полномочий предусмотренных ч.1 ст.18 ст.14 Закона №131-ФЗ за сельскими поселениями не могут быть приняты судом, в виду принятых изменений Федеральный закон от 31 декабря 2017 №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреблении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь стст.175-180, ст.227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов к Администрации Зубцовского района Тверской области удовлетворить в полном объеме, а к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района отказать в полном объёме.
Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района Тверской области выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.
Возложить на Администрацию Зубцовского района Тверской области обязанность в срок до 01 июля 2021 г.:
- создать в д. Мозжарино Зубцовского района Тверской области место нахождения (площадки) по сбору твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, а именно создать места нахождения (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; выбрать место с удобным подъездом на транспорте, с учетом того, что площадка для установки контейнеров должна быть удалена от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, школьных и образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м., но не более 100 м. или в исключительных случаях в районе сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния установить комиссионно.
- оборудовать контейнерную площадку в д. Мозжарино в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать площадку для сбора ТКО на территории указанного населенного пункта с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод ограждением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Худяков
Дело №2а-76/2020
УИД 69RS0009-01-2020-000664-43
В окончательной форме решение составлено 14 мая 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием представителя административного истца Дунаевой Л.В.,
представителей административного ответчика Осташовой С.В. и Бахвалова С.Л.,
представителя административного ответчика Меладзе Д.А.,
заинтересованного лица Федосеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2021 г. в г. Зубцове Тверской области административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и Администрации Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов.
В основание административных требований истец указал, что в ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве поступили коллективные обращения жителей д. Мозжарино и жителей д. Никольское Вазузского сельского поселения Зубцовского района о надлежащем обустройстве контейнерных площадок.
Так в д. Мозжарино отсутствует оборудованная контейнерная площадка под контейнеры. Контейнеры расположены на площадке, имеющей уклон сторону частных придомовых территорий, не выдерживается расстояние в 20 м. до границы индивидуальных земельных участков.
В д. Никольское контейнеры расположены вне оборудованной контейнерной площадки.
Зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №16/139 от 30 апреля 2020 г. в срок до 30 июня 2020 г..
Указывают, что предостережение не выполнено, меры по обеспечению соблюдения обязательных требований не приняты. В адрес территориального отдела повторно поступило обращение жителей д. Мозжарино.
Истец Управление Роспотребнадзора по Тверской области с учётом уточненных требований просит суд признать незаконным бездействие Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства. Обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области в срок до 01 июля 2021 года создать в д. Мозжарино Зубцовского района Тверской области места накопления (площадка) по сбору твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, а именно создать места нахождения (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; выбрать место с удобным подъездом на транспорте, с учетом того, что площадка для установки контейнеров должна быть удалена от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, школьных и образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20м., но не более 100 м. или в исключительных случаях в районе сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния установить комиссионно.
Оборудовать контейнерные площадки в д. Мозжарино в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать площадку для сбора ТКО на территории указанного населенного пункта с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод ограждением.
По делу в качестве соответчика была привлечена Администрация Зубцовского района, а качестве заинтересованного лица Федосеева Е.С..
В судебном заседании истец Управление Роспотребнадзора по Тверской области Дунаева Л.В. уменьшила размер исковых требований, отказавшись от требования в части оборудовать контейнерную площадку в д. Никольское Зубцовского района в связи с добровольным исполнением ответчиком требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Пояснив, что в д. Мозжарино Зубцовского района отсутствует контейнерная площадка отвечающая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представители административного ответчика Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовцовского района Тверской области Осташова С.В. и Бахвалов С.Л. исковые требования не признали. Осташова С.В. пояснила, что Администрацией поселения площадка накопления твёрдых коммунальных отходов в д. Никольское Вазузского сельского поселения приведена в соответствии с требованиями и нормами СанПиН. В отношении создания и обустройства контейнерной площадки в д. Мозжарино Зубцовского района в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве направлены письма на согласование места расположения контейнерной площадки.
Бахвалов С.В. полагает, что в силу действующего законодательства к полномочиям сельских поселений не отнесено создание и содержание мест накопления ТКО. Данные полномочия отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Представитель административного ответчика Администрации Зубцовского района Тверской области Меладзе Д.А. исковые требования не признал, полагая, что полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО отнесены к компетенции сельских поселений.
Заинтересованное лицо Федосеева Е.С. пояснила, что она является жительницей д. Мозжарино Зубцовского района. В деревне установлены контейнеры для сбора мусора, без оборудования площадок. Контейнеры находятся в непосредственной близости от её земельного участка, в связи с чем мусор попадает на ей участок.
Заинтересованное лицо МУП «Тверьспецавтохозяйство» в судебное заседание своих представителей не направил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле исследовав письменные доказательства, находит, что заявленные требования к Администрации Зубцовского района подлежат удовлетворению, а к Администрации Вазузуского сельского поселения не подлежат по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области проверки было выявлено, что при содержании площадок ТКО в д. Мозжарино нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует оборудованная контейнерная площадка с водонепроницаемым покрытием, которая должна располагаться на рассмотрение от жилых домов и учреждений.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального Закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.3 Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий: населенных мест», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» – для сбора ТКО на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобным подъездом для транспорта, с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением.
Согласно п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» – площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м., но не более 100 м.. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдений установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно.
Согласно п.2.3. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Согласно п.2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.12. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» - контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться своевременно, т.е. в теплое время срок хранения должен быть не более суток, в холодное время - не более трех суток.
В связи с выявленными нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в адрес Администрации Вазузского сельского поселения вынесено предупреждение №16/139 от 30 апреля 2020 г. о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 30 июня 2020 года.
Доказательств создания и обустройства места накопления (площадки) для сбора ТКО в соответствии с требованиями указанных выше ном санитарно-эпидемиологического законодательства в д. Мозжарино не представлено и не оспаривается сторонами.
В этой связи в части 4 статьи 13.4 Федерального закона от24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Это означает, что при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору ТКО на территориях муниципальных районов должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.
Принимая во внимание совокупность таких обстоятельств, постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 477-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами Тверской области (далее – Территориальная схема обращения с отходами Тверской области), согласно пункту 84 подраздела I раздела VI которой в настоящее время в Тверской области применяется централизованная система накопления ТКО, представленная несколькими способами организации:
1) в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;
2) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов);
3) пакетированным способом;
4) путём приёма отходов по заявке.
В пункте 85 в регионе действует система одноэтапного вывоза твердых коммунальных отходов с предварительным накоплением в контейнерах различного объёма. Сведения о местах накопления ТКО (контейнерные площадки) и контейнерах, расположенных на территории Тверской области, приведены в приложении 6 к Территориальной схеме и в электронной модели Территориальной схемы.
В соответствии с таблицей 23 «Охват населения услугой по вывозу ТКО от населения муниципальных образований Тверской области» в Вазузском сельском поселении предусмотрен контейнерный способ накопления ТКО с их вывозом по графику.
Администрацией Зубцовского района Тверской области от 06 августа 2020 г. №287 утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских поселений Зубцовского района Тверской области, в соответствии с которым в д. Мозжарино в районе д.2 расположена место нахождения (площадка) для ТКО на бетонном покрытии.
В силу ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции закона от 31 декабря 2017 г.) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов с 1 января 2019 г. в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопление ТКО (пункт 1). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Положениями п.14 ч.1 ст.15 Закона РФ №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Приведенная правовая норма свидетельствует о том, что органы местного самоуправления участвуют в реализации экологической функции государства, что предполагает осуществление органами местного самоуправления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от ТКО.
Это означает, что органы местного самоуправления обязаны принимать решение о создании мест (площадок) накопления ТКО при наличии такой необходимости и принимать участие в содержание таких мест (площадок).
Из положений ч.3 указанной статьи Закона №131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы, предусмотренные п.18 ч.1 указанной статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14).
Законом Тверской области № 20-ЗО от 11 мая 2018 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов были наделены органы местного самоуправление поселений и районов, сроком действия с 1 января 2018 года до 31 декабря 2018 года.
Конституционный суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что передача полномочий от органа власти к местному самоуправлению возможно при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
Действующее на момент рассмотрения дела положения ч.3 ст.133 Конституции РФ предусматривают, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций.
Кроме того, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ сформулированной в постановлении от 26 апреля 2016 г. №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», согласно которой законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Законом Тверской области от 30 декабря 2019 г. №102-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» не предусматривается выделение субвенций на реализацию сельским поселениям по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на Администрацию Зубцовского района Тверской области возложены полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории д. Мозжарино Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, с учетом требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решений представительного органа муниципального района Зубцовского района Тверской области о передаче полномочий по содержанию мест (площадок) для сбора ТКО в ведение Вазузского сельского поселения Зубцовского района не принималось.
Доводы Администрации Зубцовского района о закреплении положениями Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. №92-ФЗ полномочий предусмотренных ч.1 ст.18 ст.14 Закона №131-ФЗ за сельскими поселениями не могут быть приняты судом, в виду принятых изменений Федеральный закон от 31 декабря 2017 №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреблении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь стст.175-180, ст.227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства и возложении обязанности в создании мест накопления для сбора твердых отходов к Администрации Зубцовского района Тверской области удовлетворить в полном объеме, а к Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района отказать в полном объёме.
Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района Тверской области выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.
Возложить на Администрацию Зубцовского района Тверской области обязанность в срок до 01 июля 2021 г.:
- создать в д. Мозжарино Зубцовского района Тверской области место нахождения (площадки) по сбору твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, а именно создать места нахождения (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; выбрать место с удобным подъездом на транспорте, с учетом того, что площадка для установки контейнеров должна быть удалена от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, школьных и образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м., но не более 100 м. или в исключительных случаях в районе сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния установить комиссионно.
- оборудовать контейнерную площадку в д. Мозжарино в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать площадку для сбора ТКО на территории указанного населенного пункта с водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод ограждением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Худяков