Дело № 2-1518/ 2014 г.Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Э.И. Габидулиной
при секретаре Алексеевой Е.Н.,
с участием истца Сычевой С.В., представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области Михайловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычевой С.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании включения периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначения пенсии, суд
УСТАНОВИЛ:
Протоколом - Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сычевой С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия необходимого 30-ти летнего специального стажа. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом № медико-санитарной части <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом -медицинской сестрой <данные изъяты>» не засчитаны в специальный стаж.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Сычева С.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области о включении указанных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Сычева С.В. исковые требования дополнила требованием об обязании назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь в обоснование иска на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии имела необходимый 30- летний специальный стаж, полагает, что данный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии нарушает ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. С учетом дополнений исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Новгородском районе Новгородской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что зачету в специальный стаж Сычевой С.В. спорные периоды не подлежат в виду отсутствия правового обоснования.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Настоящего закона следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 вышеуказанного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 были утверждены ""Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Согласно данного Списка предусмотрены должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер-лаборант.
Представитель ответчика ссылается на несоответствие наименования должности истицы в указанный спорный период: заведующей здравпунктом №.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002г., работа во "врачебных здравпунктах", "фельдшерских здравпунктах", "медицинских пунктах", которые являются структурными подразделениями организаций, включаются в специальный стаж, если работа протекала в должностях указанных в Списке. Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (с изменениями от 21 июня 2002 г., 24 апреля 2003 г., утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377) предусмотрена должность "заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)".
Судом установлен факт того, что истица в должности заведующей здравпунктом № непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, была занята на указанной работе полный рабочий день, что подтверждается пояснениями истицы, письменными документами.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом № медико-санитарной части <данные изъяты>» истица осуществляла лечебную деятельность, а именно: оказывала первую доврачебную помощь больным, обратившимся за помощью, проводила антропометрию, измерение артериального давления, температуры тела, отпускала процедуры по назначению врача, участвовала в организации и проведении профилактических осмотров, следила за сроками прохождения работниками своего участка профилактических осмотров, флюрографического обследования, систематически пополняла здравпункт медицинским инструментарием, медикаментами, осуществляла правильный учет и хранение сильнодействующих ядовитых, дорогостоящих медикаментов и материалов, организовывала работу персонала здравпункта и осуществляла контроль за выполнением ими своих обязанностей, вела необходимую отчетно-учетную документацию, то есть фактически выполняла работу фельдшера (медицинской сестры) и еще несла организационную нагрузку
Указанные обстоятельства подтверждаются должностной инструкцией № заведующего здравпунктом медико-санитарной части от ДД.ММ.ГГГГ, штатными расписаниями медико-санитарной части <данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ гг.
Периоды деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-медицинской сестрой <данные изъяты> также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика в судебном заседание пояснила, что наименование должности истицы - заведующая фельдшерским здравпунктом - медицинская сестра не оспаривает, при этом ссылается на то обстоятельство, что <данные изъяты>» не является учреждением здравоохранения, поскольку является коммерческой организацией, кроме того указанное учреждение не предусмотрено вышеуказанными Списками.
Действительно, согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (ранее пп. 11 п. 1 ст. 28) правом на досрочную пенсию обладают лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 03.06.2004 по делу N 11-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших, в том числе лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Таким образом, термин "учреждение здравоохранения" применяется ко всем субъектам здравоохранения, независимо от его организационно-правовой формы, в том числе и к коммерческим организациям здравоохранения.
Судом учитывается, что <данные изъяты>» на все вышеуказанные спорные периоды имело лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> основным видом экономической деятельности указанного центра является деятельность в области здравоохранения, дополнительными видами экономической деятельности указанного центра являются: деятельность лечебных учреждений, врачебная практика, стоматологическая практика, прочая деятельность по охране здоровья, деятельность медицинских лабораторий, деятельность учреждений скорой медицинской помощи. Указанные виды деятельности также отражены в Уставе <данные изъяты>
Судом не принимается довод представителя ответчика о том, что в указанный спорный период Сычева С.В. совмещала работу в должности заведующей здравпунктом № и работу в должности медицинской сестры медико-санитарной части, а также работу в должности инспектора по предрейсовым медосмотрам, работу в должности уборщика производственных помещений, в связи с чем спорный период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Как пояснила в судебном заседании Сычева С.В. указанные совмещения в должностях медицинской сестры медико-санитарной части, инспектора по предрейсовым медосмотрам, уборщика производственных помещений проходили в различные периоды и не являлись одновременными периодами работы. Указанная работа осуществлялась после выполнения в течении полного рабочего дня (8 часов) работы в должности заведующей здравпунктом №.
Указанные обстоятельства подтверждаются лицевыми счетами и личными карточками в отношении Сычевой С.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка представителя ответчика на то, что в указанный период работы истицы имели место быть курсы повышения квалификации, на которых Сычева С.В. проходила обучение с отрывом от производства, в связи с чем они не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, судом не принимается.
Пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды, выполняемые в течение полного рабочего дня.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой и приказами работодателя.
Сычева С.В. пояснила в судебном заседании, что во время прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления в пенсионный фонд. Прохождение ею обучения на курсах повышения квалификации являлось обязательным условием для дальнейшей трудовой деятельности. На указанные курсы она направлялась работодателем.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации, за ним сохраняется заработная плата.
Согласно ст.ст. 184-186 КЗоТ РСФСР (действовавшего в спорный период), а также ст.ст. 196-197 ТК РФ, работодатель обязан производить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Указанные периоды прохождения курсов повышения квалификации Сычевой С.В. являлись оплачиваемыми, в связи с чем подлежат включению в специальный стаж.
Вместе с тем из периодов работы истицы, включенных в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежат исключению отпуска без сохранения заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, согласно справке работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № в период деятельности Сычевой С.В. по совместительству в должности медицинской сестры медико-санитарной части <данные изъяты>» имели место отпуска без сохранения заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ
Суд приходит к выводу, что указанные периоды не подлежат исключению из специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, т.к. в указанные периоды истица осуществляла трудовую деятельность по основному месту работы в должности заведующей здравпунктом № медико-санитарной части <данные изъяты>».
Учитывая что ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение истицы включено <данные изъяты> дня, а также учитывая периоды работы включенные в специальный стаж решением суда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом № медико-санитарной части <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом -медицинской сестрой <данные изъяты>», право на досрочную трудовую пенсию по старости возникает у Сычевой С.В. с ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения с заявлением о назначении пенсии), в виду наличия необходимого 30 летнего специального стажа. С указанного периода суд считает необходимым обязать ответчика назначить Сычевой С.В. досрочную трудовую пенсию по старости.
При разрешении иска суд руководствуется требованиями Конституции РФ (ст.39 п.1), в соответствии с которыми каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Действиями ответчика, выразившимися в отказе в назначении досрочной пенсии Сычевой С.В. нарушено субъективное право истицы на гарантированное социальное обеспечение, в связи с чем суд удовлетворяет иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сычевой С.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области-удовлетворить в части.
Признать решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сычевой С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости- незаконным.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области включить в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Сычевой С.В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом № медико-санитарной части <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-медицинской сестрой <данные изъяты>», за исключением отпусков без сохранения заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ, донорских дней: ДД.ММ.ГГГГ, дни дополнительного отпуска, предоставляемого по коллективному договору сверх установленного законодательством: ДД.ММ.ГГГГ, выполнение государственных обязанностей: ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области назначить Сычевой С.В. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части иска Сычевой С.В. - отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области в пользу Сычевой С.В. 200 руб.- возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения- 7 марта 2014г.
Судья: Э.И.Габидулина