Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-745/2023 по административному исковому заявлению Князева Владислава Анатольевича к МИФНС № по <адрес> о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к ответчику с учетом уточнений требуя принять меры к списанию, числящейся безнадежной задолженности по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, а так же пеней в сумме 24129,27 рублей.
Административный истец Князев В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 17 по Московской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 18 по Самарской области в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 23 по Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки уведомил, просил рассмотреть дело без участия представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Заинтересованное лицо УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей..
Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ, объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
В силу п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
На основании ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Обязательность наличия соответствующего судебного акта для признания недоимки безнадежной к взысканию и ее списанию предусмотрена п. 2 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признание безнадежным к взысканию (приложение №1 к приказу ФНС России от 02.04.2019г. № ММВ-7-8/164@, далее – Порядок) и п. 5 Перечня, документов подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и пеням, штрафам и процентам(приложение №2 к приказу ФНС России от 02.04.2019г. № ММВ-7-8/164@, далее – Порядок).
Вышеуказанная правовая позиция подтверждена выводами, изложенными в Кассационном Определении Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 года №5-КГ18-319.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Из содержания статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что признается безнадежной и списывается имеющаяся задолженность, находящаяся на счете налогоплательщика.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О), обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.
Таким образом, в случае если на счете налогоплательщика имеется задолженность по пеням, начисленная на налог, который налоговым органом утрачен для взыскания, начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что на Едином налоговом счете налогоплательщика Князева В.А. числится задолженность по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, а так же пени в сумме 24129,27 рублей.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, МИФНС № по <адрес> обратилось к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> с заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с заявление о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, однако шестимесячный срок на обращение истек ДД.ММ.ГГГГ
МИФНС № по <адрес> обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к ФИО1 В котором просят взыскать задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 12 692 руб. и пени в размере 68,96 руб.
Решением Ленинского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-1531/2020 в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Так из материалов приказного производства, следует что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> с заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физического лица за 2017 г. и пени за просрочку его уплаты.
Определением мирового судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
ИФНС России по <адрес> обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 В котором просят взыскать задолженность по налогу на имущество физического лица за 2017 г. в размере 4 531 рублей и пени в размере 72,08 руб.
Решением Ленинского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-199/2021 в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Так согласно ответа налогового органа за Вх.№ЭД-3703/2023 по состоянию на 13.06.2023г. по транспортному налогу (ОКТМО 36701325) числится задолженность в сумме 41784,92 рублей, по налогу на имущество (ОКТМО 36701330) в сумме 15044,00 рублей, и пени на общую сумму 25990,83 рублей.
В отношении транспортного налога:
27.02.2018г. произведено списание в части налога на сумму 7606,57 рублей за 2009- 2011 года.
Платежи от 19.06.2018г. на сумму 14990,31 рублей, на сумму 97,69 рублей зачтены в счет уплаты налога за 2015 год, от 13.05.2019г. на сумму 6,62 рублей, на сумму 21,95 рублей, от 30.05.2019г. на сумму 69,28 рублей зачтены в счет уплаты налога за 2014 год.
Таким образом, остается недоимка в сумме за 2014 год со сроком уплаты 01.10.2015г. в сумме 9535,92 рублей, за 2016 год со сроком уплаты 01.12.2017г. в сумме 12692,00 рублей, за 2017 год со сроком уплаты 03.12.2018г. на сумму 11959,00 рублей, за 2018 год со сроком уплаты 02.12.2019г. на сумму 7598,00 рублей, т.е. всего на сумму 41784,92 рублей.
В отношении налога на имущество физических лиц:
Платеж от 09.09.2015г. на сумму 4472,75 рублей зачтен в счет уплаты налога за 2012 год. Платеж от 22.05.2017г. на сумму 4472,75 рублей зачтен в счет уплаты налога за 2014 год.
27.02.2018г. произведено списание налога на сумму 14760,07 рублей за 2010-2013 года.
Таким образом, остается недоимка за 2015 год на сумму 4995,00 рублей, за 2016 год на сумму 5518,00 рублей, за 2017 год на сумму 4531,00 рублей, т.е. всего на сумму 15044,00 рублей.
Согласно подробному расчету пеней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится недоимка по налогу на имущество со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4995 руб. и пени в размере 2419,44 руб., по налогу на имущество со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 5518 руб. и пени в размере 2031,54 руб., по налогу на имущество со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 4531 руб. и пени в размере 1494,40 руб.
По транспортному налогу со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 9633,77 руб., и пени в размере 6346,96 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 12692 руб. и пени в размере 5343,02 руб.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
ФИО1 воспользовавшись правом, предоставленным ему законом, обратился в суд с указанным иском.
На основании вышеизложенного требования административного истца по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, подлежат удовлетворению, поскольку налоговый орган утратил возможность взыскания данной задолженности.
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (ИП), и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. Предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (ИП) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, наличие записи в налоговом органе об имеющейся задолженности нарушает права налогоплательщика. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления судебного акта в законную силу.
Вместе с тем, требования о признании задолженности безнадежной по пеням в размере 24129,27 рублей не могут быть удовлетворены судом в полном объеме ввиду следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих определениях (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О), обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.
Таким образом, в случае если на счете налогоплательщика имеется задолженность по пеням, начисленная на налог, который налоговым органом утрачен для взыскания, начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно справке предоставленной в суд по состоянию на 14.06.2023г. у ФИО1 имеется задолженность по пени по налогу на имущество в размере 5 945,38 руб., по пени по транспортному налогу в размере 11 689,98 рублей, а всего на общую сумму 17635,36 рублей.
На основании вышеизложенного подлежит признанию безнадежной ко взысканию задолженность по пеням в размере 17635,36 руб.
Таким образом, судом был учтен вопрос о размере пеней, отраженных на счете налогоплательщика на дату вынесения решения, данный размер пеней подтвержден документально, расчет судом проверен и признан правильным.
Решение суда после вступления в законную силу является основанием для исключения налоговым органом из лицевого счета ФИО1 задолженности по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, а так же пеней в сумме 17635,36 рублей, а также образовавшиеся пени по указанным налогам и периодам на дату вынесения решения суда подлежат списанию.
На основании вышеизложенного, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Князева Владислава Анатольевича (ИНН № зарегистрированного по адресу: 443099, <адрес>) к МИФНС № по <адрес> о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, -удовлетворить частично.
Признать имеющеюся задолженность по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, а так же пеней в сумме 17635,36 рублей, безнадежной ко взысканию.
Обязать МИФНС № 17 по Московской области списать по имущественному налогу: за 2015 год в сумме 4995 рублей, за 2016 год в сумме 5518 рублей, за 2017 год в сумме 4531 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9633,77 рублей, за 2016 год в сумме 12692 рублей, а всего по имущественному и транспортному налогам- 37369,77 рублей, а так же пени в сумме 17635,36 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.А. Волобуева
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2023 года