Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-98/2019 от 16.07.2019

№12-98/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с.Сергиевск 26 августа 2019 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующей судьи Носковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Татнефть-Самара» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области Шинкевич Д.М., юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №226-ФЗ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» обратилось в Сергиевский районный суд Самарской области с жалобой, в которой просят постановление изменить и назначить наказание менее минимального размера, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель ООО «Татнефть-Самара» Артемьев Р.Г. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) жалобу поддержал и пояснил, что в период с 6 мая по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Самарской области проводилась плановая выездная проверка соблюдения ООО «Татнефть-Самара» природоохранного законодательства. Было установлено, что места (площадки) для накопления отходов производства и потребления не отвечают экологическим и санитарным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении и ДД.ММ.ГГГГ общество было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей. Нарушения и замечания, выявленные на объектах ННП-1, ННП-3, УПН «Калиновый ключ», ННП-8 и УПГ, ННП-6, ННП-10 были устранены до наступления срока устранения нарушений, установленных предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Росприроднадзора по Самарской области были выданы решения об утверждении годовых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В настоящее время ведутся работы по их корректировке и внесении в них нормативов образования для отходов классов ФККО «Труба стальная нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией», ФККО «Трубы бурильные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее15%) трубы с изоляцией», ФККО «Трубы бурильные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее15%) трубы с изоляцией» IV класса опасности. Поскольку общество впервые привлекается в административной ответственности, признает в своих действиях наличие состава вмененного административного правонарушения, данное нарушение не является результатом попустительского отношения общества к своим обязанностям, кроме того, отсутствует факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде, просят снизить размер штрафа до 50 000 рублей.

В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области не явился, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления, возражают против удовлетворения жалобы, поскольку правонарушение, совершенное юридическим лицом посягает помимо окружающей среды, на установленный нормативными правовыми актами порядок обращения с отходами производства и потребления. Общество обязано было с 2017 года вести учёт отработанных стальных труб, а также работы по корректировке нормативов и лимитов, которые должны являться объектом повышенного внимания для всех заинтересованных сторон.

Заслушав представителя ООО «Татнефть-Самара», изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Татнефть-Самара», доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (ч.2 ст.11 Федерального закона №89-ФЗ).

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (ст.18 Федерального закона №89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ст.14 Федерального закона №89-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа

Управления Росприроднадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с 6 мая по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая выездная проверка ООО «Татнефть-Самара».

    В ходе проверки было установлено, что ООО «Татнефть-Самара» не установлены нормативы образования для отходов ФККО «Труба стальная нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией», ФККО «Трубы бурильные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%) трубы с изоляцией», ФККО «Трубы бурильные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее15%) трубы с изоляцией» IV класса опасности. В Решениях выданных Управлением Росприроднадзора по Самарской области ООО «Татнефть-Самара» об утверждении годовых нормативов образования и лимитов на их размещение, данные отходы отсутствуют.

    Выявленный факт нарушений требований ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» послужил основанием для привлечения ООО «Татнефть-Самара» к административной ответственности.

    Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: приказом от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росприроднадзора по Самарской области о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Татнефть-Самара», протоколами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принадлежащих ООО «Татнефть-Самара» объектов, находящихся в Красноярском, Сергиевском, Кинель-Черкасском, Большеглушицом, Кошкинском, Челно-Вершинском районах Самарской области и фототаблицами, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Управления Росприроднадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Татнефть-Самара» не соблюдало при обращении с отходами требования Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», совершив административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Самарской области ООО «Татьнефть-Самара» были направлены копии паспортов и документов, подтверждающих отнесения вида отхода к конкретному классу опасности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и степень социальной опасности административного правонарушения, признание ООО «Татнефть-Самара» вины в совершение правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер по устранению допущенных нарушений, послуживших причиной привлечения к ответственности и добровольное устранение последствий правонарушения, отсутствия существенного вреда, в целях исключения избыточного ограничения прав общества, суд приходит к выводу, что постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, а назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 50 000 рублей.

По мнению суда, снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам юридического лица, так и интересам государства, поскольку факт привлечения к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию, обеспечивая тем самым соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.

Суд считает, что штраф в размере 50 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания ООО «Татнефть-Самара» и его соразмерности совершенному правонарушению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.2, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить.

Снизить ООО «Татнефть-Самара» с применением ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа до 50 000 рублей.

Жалобу ООО «Татнефть-Самара» удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд Самарской области в течение 10 суток со дня вручения или получении копии решения.

Судья: О.В. Носкова

12-98/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
ООО "Татнефть-Самара"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Носкова О.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
16.07.2019Материалы переданы в производство судье
07.08.2019Судебное заседание
14.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.09.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.10.2019Вступило в законную силу
08.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2019Дело оформлено
08.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее