Дело № 2-104/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 января 2019 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Чолах Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Кузнецовой В.А. к Кузнецову В.А., третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Королева В.А., Кузнецова М.Ф., Кузнецов В.А. о регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества,-
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Кузнецову В.А., третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Королева В.А., Кузнецова М.Ф., Кузнецов В.А. о регистрации перехода права собственности от Кузнецову В.А., как наследника Кузнецова А.Д., умершего ДД.ММ.ГГГГ, к Кузнецовой В.А., на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы Королевой В.А. и зарегистрированного в реестре за № №
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Кузнецовым А.Д. и Кузнецовой В.А. был заключен договор дарения жилого дома, по которому даритель передал в собственность одаряемой жилой дом в целом с надворными строениями и сооружениями, под номером 1, который находится в селе <адрес> усматривается из пункта 3 договора, отчуждаемый жилой дом принадлежал дарителю на основании акта о передаче дома в собственность, выданного совхозом «Бурлюк» ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Бюро технической инвентаризации за №. Как усматривается из пункта 7 Договора, отчуждаемый жилой дом был приобретен дарителем в зарегистрированном браке с Кузнецовой М.Ф., которая своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ дала согласие на дарение жилого дома. Договор дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ был удостоверен нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы Королевой В.А., зарегистрирован в Государственном реестре сделок за №№
Кузнецова В. А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой В.А. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщено об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, мотивированное тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие право собственности дарителя Кузнецова А.Д. на заявленный жилой дом, право собственности дарителя по договору - Кузнецова А.Д. на указанный объект в ЕГ не зарегистрировано. С целью осуществления государственной регистрации прав на жилой дом в целом, расположенный по адресу: <адрес>, за одаряемой Кузнецовой В.А. по договору дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, истец вынуждена обратиться в суд с требованиями произвести государственную регистрацию перехода права собственности по указанному договору жилого дома в целом.
Представитель истца - Цыбульникова С.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по мотивам изложенным в иске.
Ответчик - Кузнецов В.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд свои возражения, просил отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд.
Представитель третьего лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, возражений по сути исковых требований, с приложением обосновывающих доводы возражения доказательств суду не предоставили.
Третье лицо нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Королева В.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Третье лицо Кузнецова М.Ф. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия, подтвердила, что ее супруг с ее согласия подарил их дочери спорный дом.
Третье лицо Кузнецов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно договора дарения составленного ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенного государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы Королевой В.А., зарегистрированного в реестре за № №, Даритель - Кузнецов А.Д. передал в собственность Одаряемой - Кузнецовой В.А. жилой дом в целом с надворными строениями и сооружениями, под номером <данные изъяты>, который находится в селе Оградное, <адрес> (л.д.6).
Согласно свидетельства о смерти серии I-АЯ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Бахчисарайским районный отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым, Российская Федерация, ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Д. умер.
Согласно материалам наследственного дела №, открытого ДД.ММ.ГГГГ после смерти Кузнецова А.Д., последний на случай своей смерти сделал завещательное распоряжение, согласно которому все его имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось, завещал Кузнецовой В.А. При этом, с заявлением о принятии наследства обратилась дочь - Кузнецова В.А., сын - Кузнецов В.А. Кузнецовой М.Ф. - супругой наследодателя было подано заявление об отсутствии доли в праве собственности на имущество, приобретенное в период брака с наследодателем, также ею подано заявление об отказе от наследства. Сыном Кузнецовым В.А. также подано заявление об отказе от наследства, отсутствии права на обязательную долю в наследстве.
Извещением от ДД.ММ.ГГГГ № нотариусом Бахчисарайского районного нотариального округа Булгаренко С.В., Кузнецову В.А. сообщено о том, что после смерти Кузнецова А.Д. с заявлением о принятии наследства обратился наследник, который предоставил завещание, составленное не в его пользу, однако, поскольку на день смерти Кузнецов В.А. является нетрудоспособным по состоянию здоровья, он имеет право на наследование обязательной доли которая составляет 1/8 долю от указанного наследственного имущества.
Суд принимает во внимание, что при разрешении спора, с учетом положений ст. 4 ГК РФ, ст.11 ГПК РФ, подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации, с учетом отдельных положений норм украинского законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского кодекса Украины, действующего на территории Крыма на момент заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, есть договора и прочие сделки.
Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Украины лицо осуществляет свои гражданские права свободно, по собственному усмотрению. Лицо может по возмездному или безвозмездному договору передать свое имущественное право другому лицу, кроме случаев, установленных законом.
В силу статьи 182 Гражданского кодекса Украины право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом. Такая сделка является совершенной с момента ее государственной регистрации (статья 210 Гражданского кодекса Украины ).
Согласно статьи 717 Гражданского кодекса Украины по договору дарения одна сторона (даритель) передает или обязывается передать в будущем второй стороне (одариваемому) безвозмездно имущество (подарок) в собственность. Договор дарения недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (часть 2 статьи 719 Гражданского кодекса Украины ).
В соответствии со статьей 722 Гражданского кодекса Украины право собственности одариваемого на подарок возникает с момента его принятия.
Если подарок направлен одариваемому без его предварительного согласия, подарок является принятым, если одариваемый немедленно не заявит об отказе от его принятия.
Принятие одариваемым документов, которые удостоверяют право собственности на вещь, других документов, которые удостоверяют принадлежность дарителю предмета договора, или символов вещи (ключей макетов и тому подобное) является принятием подарка.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» регламентировано, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 23 указанного Федерального конституционного закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация по смыслу положений ст. 158 ГК РФ не является элементом формы сделки, а представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Из установленного п. 1 ст. 165 ГК РФ правила вытекает, что несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее ничтожность только в случаях, прямо оговоренных в законе.
Положения п. 3 ст. 574 ГК РФ, устанавливающие для договора дарения недвижимости обязательность его государственной регистрации, не содержат указаний на ничтожность сделки в случае несоблюдения требований о ее регистрации.
Согласно сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову А.Д. отказано в государственной регистрации право собственности и перехода права собственности, так как не представлены документы, подтверждающие право собственности на заявленный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а именно: акт от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого дома выстроенного для переселенцев (л.д.14).
Согласно сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой В.А. отказано в государственной регистрации право собственности и перехода права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, так как право собственности дарителя по договору в ЕГРН не зарегистрировано (л.д.15).
Принимая во внимание, что договор купли-продажи был заключен в надлежащей форме, нотариально удостоверен, сторонами исполнен в полном объеме и с этого момента объект недвижимости находится в законном владении Кузнецовой В.А., суд считает установленным и подтвержденным, что у истца возникло право собственности на жилой дом на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ в надлежащей форме договора дарения жилого дома, в связи с чем, исковые требования о переходе права собственности от Кузнецова В.А., как наследника Кузнецова А.Д. подлежат удовлетворению.
При этом, суд не принимает во внимание заявление ответчика о применении срока исковой давности, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В 2006 году даритель спорного жилого дома Кузнецов А.Д. подарил Кузнецовой В.А. жилой дом по договору дарения.
С этого момента переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации, что предусмотрено пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации
При этом, если одна из сторон договора дарения недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 64 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку законом не предусмотрено иное, общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяется на требование о государственной регистрации сделки или перехода права собственности.
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по требованию о государственной регистрации сделки или перехода права собственности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, например со дня отказа контрагента по сделке передать документы, необходимые для регистрации, или создания иных препятствий для такой регистрации.
Таким образом, срок давности по иску о государственной регистрации перехода права собственности исчисляется с момента начала действий (бездействия), свидетельствующих об уклонении лица от такой регистрации.
Судом первой инстанции установлено, что, заключив договор дарения ДД.ММ.ГГГГ, стороны договора свои обязательства по нему исполнили, даритель передал, а одариваемая приняла спорное недвижимое имущество. От взятых на себя обязательств даритель не отказывался и им были предприняты действия по регистрации перехода права собственности в ДД.ММ.ГГГГ году.
Спор по переходу права собственности возник только после того, как ответчиком, как наследником, в ДД.ММ.ГГГГ года было получено исковое заявление Кузнецовой В.А. о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения жилого дома.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отклонении заявления ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности.
Таким образом, невозможность государственной регистрации не позволяет использовать истцу указанное имущество в полной мере, как объект права без государственного признания права собственности, в чем проявляется нарушение законных интересов истца, в связи с чем, суд считает возможным зарегистрировать переход права собственности от Кузнецова В.А., как наследника Кузнецова А.Д. к Кузнецовой В.А. на жилой дом с надворными строениями, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы Королевой В.А. и зарегистрированного в реестре за № №
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой В.А. - удовлетворить в полном объеме.
Зарегистрировать переход права собственности от Кузнецову В.А., как наследника Кузнецова А.Д., умершего ДД.ММ.ГГГГ, к Кузнецовой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, литеры «<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, с надворными строениями: сарай-баня, литер «<адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, сарай, литер, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, сарай, литер, «<адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы Королевой В.А. и зарегистрированного в реестре за № №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято - 05.02.2019 года.
Председательствующий: А.Е.Скисов