Решение по делу № 33а-3366/2019 от 29.05.2019

Судья Серебрякова О.И.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июня 2019 года № 33а-3366/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Ширяевской Е.С., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Желтухиной А. И. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 05 апреля 2019 года, которым Желтухиной А. И. отказано в удовлетворении административных исковых требований к администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании недействующими со дня принятия постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 12 октября 2016 года № 954 «О запрете строительства в зонах подтопления», постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19 февраля 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации района от 12 октября 2016 № 954 «О запрете строительства в зонах подтопления», установлении отсутствия полномочий у администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области принимать нормативные акты, касающиеся прав и обязанностей владельцев или застройщиков земельных участков в связи с наличием зоны затопления (подтопления) до установления границ зон затопления (подтопления) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., объяснения административного истца Желтухиной А.И. и ее представителя Монастыревой О.Б., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от 12 октября 2016 года № 954 в соответствии с поручением Губернатора Вологодской области по итогам рабочего совещания с оперативной группой Правительства области и администрацией Великоустюгского муниципального района от 24 мая 2016 года запрещена на территории Усть-Кубинского муниципального района выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая объекты индивидуального жилищного строительства, на земельных участках, находящихся в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований района в подтапливаемых территориях и поймах рек, в следующих случаях: отсутствия разработанного в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003 и СНиП 2.06.15-85 проекта инженерной защиты территории от подтопления; отсутствия согласования проектной документации с Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству применительно к земельным участкам, находящимся в прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне рек, на которых установлены ограничения деятельности статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; отсутствия в соответствии со СНиП 2.06.15 и СП 58.13330 проведения мероприятий по инженерной защите территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами.

Постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19 февраля 2019 года № 152 внесены изменения в вышеназванное постановление, абзац первый пункта 1 изложен в следующей редакции «запретить на территории Усть-Кубинского муниципального района выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительств или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на земельных участках, находящихся в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований района в подтапливаемых территориях и поймах рек, в следующих случаях:».

Не согласившись с указанными постановлениями, Желтухина А.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района, в котором, с учетом уточненных исковых требований, просила признать их недействующими со дня принятия, установить отсутствие полномочий у ответчика принимать нормативные акты, касающиеся прав и обязанностей владельцев или застройщиков земельных участков в связи с наличием зоны затопления (подтопления), до установления границ зон затопления (подтопления) в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:11:0303004:1136 площадью 1500 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Администрацией Усть-Кубинского муниципального района 05 февраля 2019 года Желтухиной А.И. выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей земельном участке, поскольку этот земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, а информация о проведении мер по инженерной защите от подтопления не была предоставлена. Зона затопления (подтопления) в п. Высокое Усть-Кубинского района Вологодской области в установленном законом порядке не установлена. В кадастровом плане территории и в ГКН нет сведений о наличии зоны с особыми условиями на земельном участке истца. Разработка проектов инженерной защиты территории от затопления (подтопления), их реализация не могут вменяться в обязанность застройщика до момента определения границ зон затопления (подтопления) на территории Усть-Кубинского района в установленном порядке и внесения их в ГКН и Государственный Водный реестр. Полагает, что оспариваемыми нормативными актами ограничено право административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и незаконно возложены на него непредусмотренные законодательством обязанности.

Определением суда от 06 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области, Федеральное агентство водных ресурсов, общество с ограниченной ответственностью «Земельно-проектный центр».

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Желтухина А.И. просит решение суда отменить по мотиву нарушения судом материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что дело должно было быть рассмотрено с участием прокурора по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку Желтухиной А.И. оспаривался нормативный акт. Суд первой инстанции обязан был приостановить производство по делу до рассмотрения по существу Вологодским областным судом административного искового заявления Желтухиной А.И. об оспаривании Решения Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области от 27 июня 2014 № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области». Кроме того, решение принято в отсутствии заинтересованного лица Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Требование о необходимости составление проекта инженерной защиты территории не основано на нормах закона.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Желтухина А.И. и ее представитель Монастырева О.Б. поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили решение суда отменить.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального района, представители заинтересованных лиц Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области, Федерального агентства водных ресурсов, общества с ограниченной ответственностью «Земельно-проектный центр», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, не находит оснований для его отмены.

Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

Отказывая Желтухиной А.И. в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 12 октября 2016 года № 954, от 19 февраля 2019 года № 152 являются законными и обоснованными, вынесены в пределах полномочий органа местного самоуправления, не нарушают права и законные интересы административного истца.

Такие выводы суда являются верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила). В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.

Согласно писем отдела водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № 22/19 от 24 января 2019 года и Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № 102/3 от 30 января 2019 года, границы зон подтопления и затопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления. В Вологодской области такие предложения подготавливает Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в соответствии с графиком, которым предусмотрена подготовка предложений только в отношении села Устье по реке Кубена. На 24 января 2019 года предложения по определению зон затопления и подтопления по Усть-Кубинскому району Вологодской области в Двинско-Печорское БВУ не поступали, зоны подтопления и затопления пос. Высокое Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области не установлены, сведения о них в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости не внесены.

Оспариваемые административным истцом постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 12 октября 2016 года № 954, от 19 февраля 2019 года № 152 не устанавливают зоны подтопления и затопления поселка Высокое Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, а лишь в соответствии с нормами Водного кодекса Российской Федерации накладывают запрет на согласование строительства в таких зонах на территории Усть-Кубинского муниципального района в определенных данным постановлением случаях при условии, что такие зоны установлены в предусмотренном законом порядке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы обжалуемые постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района не содержат всей совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяющих суду оценить его как решение должностного лица органа местного самоуправления, которым нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом части 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассмотрено без участия прокурора, является ошибочной по следующим основаниям.

Акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную организацию выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительств или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории соответствующего муниципального образования, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Данный акт не обладает существенными признаками, указанными в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку не содержит результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Доводы жалобы о рассмотрении дела в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя заинтересованного лица Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда. Кроме того, явка представителя не была признана судом обязательной.

Апелляционная жалоба Желтухиной А.И. в целом удовлетворению не подлежит, поскольку по существу выражает несогласие с произведенной судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценкой доказательств по делу и не содержит сведений об имеющих юридическое значение фактах, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции или могли повлечь безусловную отмену обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 05 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Желтухиной А. И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33а-3366/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Желтухина Анна Игоревна
Желтухина А.И.
Ответчики
администрация Усть-Кубинского муниципального района
Другие
Федеральное агентство водных ресурсов
Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области
Двинско-Печерское бассейновое водное управление агентства водных ресурсов
ООО "Земельно-проектный центр"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
21.06.2019[Адм.] Судебное заседание
03.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2019[Адм.] Передано в экспедицию
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
21.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее