ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Самара 08 февраля 2021 года
Судья Советского районного суда г. Самары Ботвинко В.В.,
при секретаре судебного заседания Силантьевой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Малова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего в <данные изъяты>» инженером конструктором <данные изъяты> категории, холостого, не имеющего иждивенцев, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУП и ПДН ОП № УМВД России по г. Самаре ФИО4, в отношении Малова Д.В. составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому Малову Д.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 11.30 до 12:20, в период действия на территории Самарской области режима повышенной готовности, установленного постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 г. № 39, Малов Д.В. участвовал по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106 «Г», возле КРЦ «Звезда» в несвязанном с проведением публичного мероприятия одновременном массовом пребывании граждан в количестве около 300 человек в общественном месте, при этом не соблюдал социальную дистанцию в 1.5-2 метра от других граждан, не выполнив требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, что повлекло нарушение общественного порядка, выразившегося в несоблюдении п.п. «а», «б» п. 3 Правил поведения, установленных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №.
Указанный материал с протоколом об административном правонарушении в отношении Малова Д.В. определением заместителя начальника ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ направлен в Советский районный суд г. Самары для рассмотрения по существу.
В судебном заседании УУП ОУУП и ПДН ОП № УМВД России по г. Самаре ФИО4, будучи допрошенный свидетелем показал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малова Д.В. им составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ на основании рапорта сотрудника полиции и видеоматериалов, представленных с улицы Ново-Садовая 106 г, около КРЦ «Звезда». Малова Д.В. доставили в отдел полиции за нарушение социальной дистанции по вышеуказанному адресу в пребывании данного гражданина в массовом скоплении людей, и за нарушение постановления Губернатора Самарской области от 16.03.2020 г. № 39. После составления протокола, он опросил Малова Д.В., иных лиц он не опрашивал.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 показал, что ДД.ММ.ГГГГ с 11 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., он являясь сотрудником полиции <данные изъяты> роты ППСП УМВД России по г. Самаре и находился на службе по охране общественной безопасности и охране общественного порядка около КРЦ «Звезда» по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 106 «г» при массовом скоплении людей (публичном шествии), проводившегося незаконно. За нарушение общественного порядка и несоблюдение социальной дистанции 1,5-2 метра в массовом пребывании граждан он задержал Малова Д.В., который находился в маске. Малов Д.В. находился среди тех задержанных, которые находились в массе (толпе) людей, и нарушали общественный порядок, на неоднократные законные требования сотрудников полиции покинуть место, соблюдать требования социальной дистанции и требования Губернатора Самарской области от 16.03.2020 г. № 39, данные требования ни задержанные, ни сам Малов Д.В. не выполнял. Граждан, которые подходили и спрашивали каким образом можно обойти толпу людей, не находившихся в указанном массовом пребывании граждан и подошедших случайно сотрудники полиции не задерживали, поскольку они не находились в массовом пребывании граждан, не нарушали общественный порядок и не нарушали социальную дистанцию.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Малов Д.В., вину в совершении административного правонарушения не признал, указав, что он действительно ДД.ММ.ГГГГ примерно в 12 час. 00 мин. находился около КРЦ «Звезда» на улице Ново-Садовой совместно со своим другом ФИО6 Он шел в ресторан быстрого питания «Макдональдс», расположенный на улице Полевой, шел со стороны «Оврага подпольщиков», куда доехал на трамвае, где встретился изначально с ФИО6 Несмотря на то, что около КРЦ «Звезда» он видел сотрудников полиции и массовое скопление граждан, слышал неоднократные требования через громкоговоритель покинуть место и разойтись гражданам, не нарушая общественный порядок, он все же решил подойти к сотрудникам полиции и спросить, как можно обойти данное мероприятие, после чего он был задержан сотрудниками полиции. Свидетели, допрошенные в ходе судебного заседания, ошибочно понимают, что именно он участвовал в акции и находился в массовом пребывании граждан, социальную дистанцию он не нарушал.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, проверив в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Исходя из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1721-О, определяя категорию "массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах" - общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (пункты 1 - 6 статьи 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий. Соответственно, указанное законоположение само по себе не может рассматриваться как допускающее его произвольное толкование и применение.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В силу постановления Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019 – NCOV», в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ Президента Российской Федерации) в связи с угрозой распространения на территории Самарской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
В силу п.п. 4.4 СП 3.1.3597-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020г. № 15 (в ред. от 13.11.2020 настоящее постановление действует до 01 января 2022 года), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Согласно п.п. «а,б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 час. 30 мин. до 12 час. 20 мин. Малов Д.В., в период действия на территории Самарской области режима повышенной готовности, установленного постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 г. № 39, участвовал по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106 «Г», возле КРЦ «Звезда» в несвязанном с проведением публичного мероприятия одновременном массовом пребывании граждан в количестве около 300 человек в общественном месте, при этом не соблюдал социальную дистанцию в 1.5 -2 метра от других граждан, не выполнив требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, что повлекло нарушение общественного порядка, выразившееся в несоблюдении п.п. «а», «б» п. 3 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. № 417.
Факт совершения Маловым Д.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждается вышеуказанными показаниями свидетелей, а также совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным на то лицом с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда не имеется оснований; протоколом о задержании и доставлении лица, совершившего административное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ., рапортом полицейского <данные изъяты> роты полка ППСП УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., копией паспорта Малова Д.В., справкой на физическое лицо, протоколом личного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра видео от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписью от ДД.ММ.ГГГГ с названием «<данные изъяты> содержащейся на оптическом диске, подтверждающий вышеизложенные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе в части неоднократного высказывания законных требований сотрудниками полиции к лицам из числа массово пребывающих и нарушающих социальную дистанцию покинуть место и прекратить совершать административное правонарушение, с разъяснением административной ответственности за данное правонарушение..
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данный протокол обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Рапорт сотрудника полиции отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ. Рапорт сотрудника полиции о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статья 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, суд критически относится к доводам Малова Д.В., изложенные им как в ходе судебного заседания, так и в объяснениях, что он не принимал участие в несанкционированном шествии и массовом пребывании граждан, не нарушал социальную дистанцию, а лишь проходил мимо КРЦ «Звезда» по пути в ресторан быстрого питания «Макдональдс», и расценивает данные доводы как способ уйти от привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, поскольку данная позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении полностью опровергается исследованными в ходе судебного заседания материалами дела об административном правонарушении и показаниями свидетелей, при этом нахождение Малова Д.В. при вышеописанных обстоятельствах в вышеуказанном месте, подтверждает факт одновременного его пребывания и передвижения в массовом скоплении граждан, в общественном месте, повлекшее нарушение общественного порядка и санитарных норм, в том числе социальной дистанции.
Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ.
Обсуждая вопрос об административном наказании, суд отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Определяя вид и размер административного наказания с учетом санкции ч. 1 ст. 20.2.2. КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Малова Д.В., отсутствия инвалидности, хронических заболеваний, иждивенцев, наличие постоянного легального источника доходов, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитывая обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его), суд считает целесообразным назначить наказание в виде административного ареста до пяти суток, исходя из того, что именно данный вид и размер наказания является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и в своей совокупности допустимыми для выводов о виновности Малова Д.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 20.2.2, 29.9–29.11, 32.12 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Малова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста сроком на 5 (пять) суток.
Срок наказания исчислять с 08.02.2021г. с 15 час. 00 мин.
Постановление в соответствии со ст.3.9 и 32.8 КоАП РФ подлежит немедленному исполнению, исполнение поручить ОП № УМВД России по г. Самаре.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.В. Ботвинко