Дело № 2-343/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2012 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Смагиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения санитарного законодательства в Тарайском ФАПе,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя тем, что в ходе проведения в июле 2011 года плановой выездной проверки было установлено несоблюдение учреждением санитарного законодательства в Тарайском ФАПе. С целью устранения выявленных нарушений, юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 531 от 25 июля 2011 года со сроком исполнения до 24 июля 2012 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 290 от 18.06.2012 г. внеплановой проверки в МБУЗ «Браженская участковая больница» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания - не выполнены пункты:
- пункт 1 - нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - не обеспечено наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг Тарайского фельдшерско - акушерского пункта МБУЗ «Браженская участковая больница»;
- пункт 3 - нарушение требований п.4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 - не обеспечено окрашивание или облицовка панелями, имеющими гладкую поверхность с герметичной заделкой швов стен кабинета приема, стен выше панелей в комнате персонала Тарайского фельдшерско - акушерского пункта;
Указанные факты подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 595 от 25 июля 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 25 июля 2011 года № 531 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 634 от 25 июля 2012 года (материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье).
Управление Роспотребнадзора просит признать бездействие лечебного учреждения незаконным и обязать устранить указанные в предписании нраушения в Тарайском ФАПе в срок до 15 января 2013 года.
В судебном заседании представитель истца не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Редколес Д.В. иск признал частично, пояснил, что указанные недостатки в основном явились следствием того, что финансирование лечебного учреждения было недостаточным, а собственных средств больница не имеет, финансируется через бюджет Канского района. В настоящее время частично устранено нарушение по окрашиванию стен кабинета приема, ведется работа по отделке стен в комнате для персонала. Считает, что бездействие не имеется, главный врач делает все возможное. В связи с отсутствием денежных средств, несвоевременным и неполным финансированием просит уменьшить размер госпошлины до 400 рублей.
Представитель ответчика - и.о. главного врача Прохоренко И.И. исковые требования признала частично, пояснила, что часть нарушений они устранили, предоставила акт по устранению недостатков. Осталось только получить санитарно- эпидемиологическое заключение. Это возможно сделать только после устранения всех нарушений, сейчас этим уже занимаются.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела: копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 10 июня 2011г. № 3246, копию протокола об административном правонарушении 25 июля 2011г. №634; копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 531 от 25 июля 2011 года; копию распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 18 июня 2012 г. №290; копию уведомления о проведении проверки от 18 июня 2012 года № ОТ-2353; уведомление о вручении; копию протокола об административном правонарушении от 25 июля 2012г. № 421; копию акта проверки от 25 июля 2012 г. № 595; копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе; копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Устав МБУЗ «Браженская участковая больница», счета на оплату товара, акт об устранении недостатков в ФАПе, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности в Тарайском ФАПе МБУЗ «Браженская участковая больница» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, нарушая требования п.п. 1.2, 4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным.
В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц.
Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку ответчиком после получения предписания производились достаточные в своей совокупности действия к устранение недостатков, которые не привели к полному их устранению по причине, от воли ответчика независящей. Это подтверждается материалами дела. Представители ответчика в судебном заседании привели веские доказательства того, что принимались все необходимые меры для устранения недостатков в указанный в предписании срок.
В части требований об устранении недостатков, суд считает необходимыми их удовлетворить.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Что касается взыскания судебных расходов, то согласно ч.2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Суд считает возможным с учетом имущественного положения МБУЗ «Браженская участковая больница» уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить частично - обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Браженская участковая больница», устранить до 15 января 2013 года нарушения, выявленные в Тарайском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Красноярский край, Канский район, д. Тарай, ул. Новая, д.4/2:
- нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг Тарайского фельдшерско - акушерского пункта МБУЗ «Браженская участковая больница»;
- нарушение требований п.4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 - обеспечить окрашивание или облицовку панелями, имеющими гладкую поверхность с герметичной заделкой швов стен кабинета приема, стен выше панелей в комнате персонала Тарайского фельдшерско - акушерского пункта
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в доход государства расходы по госпошлине в размере 400 (четыреста)рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья - Н.В. Гришанина
Решение изготовлено в окончательной форме 26.09.2012 года.
Судья- Н.В.Гришанина.